Смекни!
smekni.com

Старообрядчество в Олонецкой губернии (стр. 2 из 3)

На молитвы олонецкие старообрядцы собирались в часовнях, моленных, образных комнатах и просто в домах. Их часовни в основном находились в Повенецком уезде. Они были все деревянные, почти не отличались по своему

______________________________

* ЦГА РК - ф. 1, оп. 10, д. 12/93, с. 11.

устройству, с той лишь разницей, что в них не было алтарей и престолов. Все они были выстроены до первого сентября 1826 года по одному образцу. Внутри часовни были более или менее разнообразны: отличие заключалось только в величине и богатстве украшений.

Та стена, где в церквях обычно устраивается алтарь, у старообрядцев в часовнях была обращена на восток и обставлена в три яруса образами, наподобие иконостаса, с глухими створами в середине, напоминающие царские ворота. Нижний ряд занимают большие иконы старинного письма. Почти все они были украшены серебряными и позолоченными венцами, а в монастырях - даже дорогими камнями и жемчугом. Олонецкие старообрядцы особенно уважали две иконы: Тихвинская Божья Матерь и Нерукотворный Спас, которые находились во всех часовнях Повенецкого уезда. Во втором ряду иконостаса помещались 12* праздников, а чаще 12** апостолов и тайная вечеря, а перед ней всегда висело паникадило или просто большая медная лампада. В третьем ярусе стояли образа разных угодников, чаще всего пророков. Точно в таком же порядке были украшены иногда, где дозволяло место, и боковые стены часовен. В противоположной стороне от иконостаса с боков были устроены клиросы, за которыми помещались стеклянные окна и двери. Вторая часть часовни называлась трапезою и была разделена продольной перегородкой для мужчин и женщин (образа здесь ставились редко). И, наконец, третье отделение или преддверие часовни. Оно устраивалось со стеклянным окном - для мирских или зрителей, то есть для тех людей, которые не были староверами, но могли бы подробно видеть весь процесс старообрядческого служения. В середине моленной на налое лежал большое Евангелие в малиновом или зеленом бархате. Наставники или наставницы становились обычно перед налоем и начинали

______________________________

* ЦГА РК - ф. 1, оп. 10, д. 12/93, с. 23.

** Тоже, с. 23.

службу вместо священника, а певцы и певицы пели утрени, вечерни и молебны по старинным нотам. Во время служения иногда наставник или пономарь брали ручные медные кадильницы и кадили рослым ладаном все иконы и кресты единоверцев, собравшихся на моленье.

Мужчины во время молений всегда были одеты в длинные кафтаны без кушаков, а женщины - в темно-синие сарафаны. Их головы, с распущенными волосами, были покрыты большими темного цвета платками, девушки же с перевязанными, но не заплетенными волосами. У каждого из старовера в руках были листовка и подручник… В основном жители Олонецкой губернии устраивали моленные в секретных чуланах, сараях, сенях и на чердаках. Если средства наставника не позволяли, то иконостаса вовсе не было, тогда по стенам развешивали бумажные картины.

Староверы всех уездов в домашнем быту представляли собой патриархальные семейства. Одна только часть Повенецкого уезда и те места губернии, где были скиты, носили на себе особый характер. В этих приходах старообрядцы вели безбрачную жизнь без правильного семейного быта, а в Данилове и Лексе общежительство имело вид нераздельной общины.

Грамотность староверов Олонецкой губернии находилась большей или меньшей степени развития. Здесь девушки не только обучали грамоте по правилам старообрядчества и переписывали книги, но и с этой целью, в качестве миссионерок, они заводили в школах моленные. Что касается церковных книг и рукописей, которые в значительном количестве распространялись между олонецкими старообрядцами, то они заключались или в древних книгах, напечатанных в польских типографиях, или в книгах, переписанными самими староверами в разных местах как Олонецкой, так и других губерний. Основная переписка книг прежде производилась в Выгорецком общежительстве, где для этой цели содержали девушек. Вторым местом был Топозерский скит Архангельской губернии и третьим - Мегра и Пахкаламба в Финляндии. Самые интересные из книг старообрядцев - это «Поморские ответы» Андрея Денисова, заключающие основы учения староверов, «Апокалипсис» неизвестного старообрядца и многие другие. Олонецкие староверы не всегда приобретали книги в скитах Повенецкого и Кемского уездов, а многие из них скупали в Санкт-Петербурге. То же самое можно сказать и в отношении икон старинного письма, которыми наполнены старообрядческие часовни в Повенецком уезде - все они были приобретены в старину за большие деньги во многих русских церквях, и потому очень ценились староверами. Иконы с двуперстным сложением писались в скитах Шолтопорогы, Березовки и некоторых других местах Повенецкого уезда. Медные кресты староверы отливали открыто, а размерами, запрещенными законом, тайно в селении Кодозеро (Повенецкий уезд). Скитские иконописцы не только занимались своим искусством на месте, но и разъезжали по Олонецкой губернии, проживая это время в селениях и приходах, расписывая и поправляя иконы в часовнях и православных церквях. Вот почему иконопись в храмах православных церквей по характеру написания схожа со старообрядцкой. Двуперстное сложение, запрещенное Духовной Консисторией, очень часто встречалось и в старинных сельских церквях Олонецкой губернии. Особенно восставали староверы против новой живописи и изображения лиц Спасителя и Святых Угодников яркими красками, которые вовсе не предавали ликам оттенка религиозного смирения и строгости; зато древнегреческая живопись ценилась ими очень высоко.

Староверы не признавали священников и таинств, которые было предоставлено совершать только им. Они не молились за царя, считая, что Святого Причастия не может быть, так как на земле наступили времена Антихриста. Принимая церковь невещественную, а духовную, староверы совершали только два таинства: крещение и исповедь. Интересно, что у старообрядцев крещение совершалось не только над младенцами, но и над взрослыми людьми, в реках, кадках и других удобных местах. Часто из-за отсутствия наставника девушки исполняли этот обряд над взрослыми мужчинами, которых позже и исповедовали. Иногда случалось, что сельских детей крестили старики и старухи по несколько раз.


Что такое старообрядчество?

По своему социальному составу старообрядчество представляло собой пестрое движение. Оно объединило, на первых порах, все слои населения феодальной Руси, которые были недовольны укрепившимся дворянским государством. Боярство, лишенное былых привилегий, пыталось использовать старообрядчество в своих интересах, затем к нему примкнуло стрелецкое войско; оно привлекло и часть высшего духовенства - всех, кто по тем или иным причинам был недоволен патриархом Никоном. Но с конца 60-ых годов 17-ого века от старообрядчества отошла значительная часть торговых людей и духовенства (так как был упразднен Монастырский приказ и введен Новоторговый устав, предоставлявший льготы купцам), следовательно основную массу старообрядчества стали составлять крестьяне и посадские люди.

Вот точка зрения многих исследователей старообрядчества: на первый взгляд может показаться, что сопротивление староверов вызвано фанатической религиозностью, педантизмом. Но так ли уж важно, даже с церковно-богословской точки зрения, крестится двумя или тремя перстами, писать «Исус» или «Иисус», произносить «аллилуйя» два или три раза. В результате реформ еще больше укрепилась власть феодальной знати, еще больше усилилась эксплуатация крестьянства и посадского населения. Вот почему движение старообрядчества, в конечном счете, слилось с протестом народных масс.

Я же придерживаюсь другой точки зрения. Я считаю, что старообрядчество - это идеология зажиточного крестьянства и зажиточного сословия городского населения - купцов, что могу доказать и наглядно убедить с помощью таблиц и диаграмм (см. приложения).

Основная часть сельского населения - это крестьянство. Оно делится на категории: удельные, государственные, приписные и помещичьи крестьяне. Здесь они приведены в порядке возрастания гнета, то есть самыми зажиточными были удельные крестьяне, а самыми бедными и угнетенными крепостным правом - помещичьи. Если взять данные количества крестьян в каждой группе, а так же численность старообрядцев среди крестьян и высчитать процент, то, глядя на цифры, ясно видно, что основной частью староверов среди сельского населения являются удельные крестьяне, то есть самый зажиточный слой крестьянства.

Среди старообрядчества помимо сельского, было и городское население. В Олонецкой губернии основной частью городского населения были мещане и купцы. Проведя аналогичные расчеты, я прихожу к выводу, что основной частью старообрядчества среди городского населения являлись купцы. Как известно, купечество - это более зажиточный слой, чем мещанство.

Обобщая вышеизложенные размышления, подтвержденные статистическими данными, я прихожу к выводу, что старообрядчество - действительно, идеология зажиточных слоев городского и сельского населений.

Если просмотреть численность старообрядчества по уездам, высчитывая процент староверов от общего количества населения, то нельзя не заметить, что величина процентного соотношения зависит от географического расположения уезда, от количества и качества дорог, ведущих в этот уезд, от этнического состава населения, проживающего на данной территории. Я дам краткую характеристику некоторым уездам Олонецкой губернии по параметрам, изложенным выше. Уезды будут перечислятся в порядке уменьшения процентного соотношения численности староверов.