Смекни!
smekni.com

Христианство и его распространение в мире (стр. 2 из 11)

Итак, авторы Евангелий не были очевидцами событий. Это были компиляторы, черпавшие свои сведения из фольклорной традиции христианских общин, где уже тогда путем сочетания фактов с легендами создавался некий стереотип биографии Иисуса, называемый некоторыми ис­следователями “протоевангелием” или “праевангелием”. Синоптические Евангелия базируются на таком общем источнике, и этим объясняется их сходство, послужившее основанием для убеж­дения, что их авторы, будучи очевидцами событий, независимо друг от друга рассказывают то, что в самом деле происходило. Любопытно, что этого убеждения не поколебало даже Евангелие от Иоанна. Оно было создано в совершенно иной среде, вне влияния синоптического образца и дает совершенно иной образ Иисуса.

Важно подчеркнуть ничтожное значение Евангелий как источников информации о подлинной биографии Иисуса. Но в Новом завете есть два произведения, которые в силу своего жанра ка­жутся более обнадеживающими. Это, прежде всего, “Деяния святых апостолов”, а также сборник посланий, приписываемых св. Павлу, св. Иакову, св. Иоанну и св. Иуде.

Поговорим прежде всего о посланиях, представляющих собою важный источник для изучения истории христианства.

Филологические исследования показали, что из четырнадцати посланий Павла лишь часть можно считать подлинными. Некоторые исследователи считают подлинными всего четыре по­слания. Эту точку зрения сформулировал в середине минувшего столетия известный профессор богословия в Тюбингене Фердинанд Баур, пришедший после филологического анализа текстов к выводу, что Павел был автором только посланий к коринфянам, галатам и к Филимону.

Этот вывод, с одной лишь поправкой, подтвердили современные библеисты из города Эдин­бурга: профессор богословия Макгрегор и его сотрудник Мортон. В своих лингвистических ис­следованиях они воспользовались компьютером и на основе математических вычислений неоп­ровержимо установили, что единство языка и стиля связывает пять посланий: к римлянам, к ко­ринфянам (оба послания), к галатам и к Филимону. Не подлежит сомнению, что они написаны одним человеком. А поскольку на основании ряда признаков, на которых мы здесь не будем оста­навливаться, считается доказанным, что автором двух посланий (первое послание к коринфянам и послание к галатам) является св. Павел, то приходится признать его также и автором трех осталь­ных.

Что до остальных посланий, приписываемых Павлу, то уже ясно, что они принадлежат неиз­вестным авторам, которые по обычаю того времени назвались именем апостола, чтобы придать большую значимость своим доводам. Послания к Тимофею и к Титу, например, относятся к пер­вой половине 2 века: в них отражена такая обстановка в христианских общинах, какая была про­сто невозможна при жизни Павла. Там идет речь о борьбе с ересями, возникшими, когда Павла уже давно не было в живых.

Что же представляют собой подлинные послания Павла? Вкратце можно сказать, что автор поднимает там ряд доктринальных и нравственных проблем, волновавших в ту пору христианские общины. Но главной целью автора посланий является проповедь теологической идеи, которую, хотя она и начала уже тогда зарождаться среди христиан в результате синкретического воздейст­вия различных эллинистических течений, лишь Павел последовательно разработал и изложил.

Главное в его учении - вера в то, что Иисус Христос является богом, который ради искупления первородного греха человечества позволил себя распять, воскрес, вознесся на небеса и со дня на день вернется, чтобы установить царство божье на земле.

В этой концепции Иисус, как конкретная историческая личность, естественно, отодвигался на задний план. Павел, поглощенный своей идеей, не интересовался земной стороной жизни Иисуса. В своих посланиях он называет его всегда “Христос”, что значит мессия, или сын божий, спаси­тель и сын человеческий.

Возможность такой трактовки Иисуса облегчало Павлу то обстоятельство, что он не был лично знаком с Иисусом и не оказался потому в положении тех евреев из Евангелия от Иоанна, которые вопрошали с ужасом и изумлением: “Не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем?”. Как же говорит он: “Я сошел с небес?”(6:42)

Все, что Павел знал об Иисусе, он слышал от других, в основном от его ревностных последо­вателей, которые в своих восторженных воспоминаниях изображали его сверхчеловеческим су­ществом. Эта отвлеченная трактовка, при которой Иисус лишился конкретных черт и стал исклю­чительно воплощением теологической идеи, привела к тому, что в посланиях Павла Иисус-чело­век почти полностью отсутствует.

Что касается остальных посланий, то многие ученые (в особенности немецкий библеист Мар­ксен) прямо заявляют, что ни одно из них не принадлежит указанному в каноне автору. Это, как выражаются специалисты, “псевдоэпиграфы”. Нельзя уже установить, кто приписал авторство их соответствующим апостолам: сами авторы или более поздние переписчики. Возможно, что по­слания какое-то время были анонимными, что способствовало возникновению подобных ошибок или сознательных мистификаций. Некоторое исключение составляет тут первое послание св. Ио­анна, ибо очевидно, что его написал автор четвертого Евангелия.

Все вышесказанное не значит, однако, что послания Нового завета не представляют ценности для историков и религиоведов. Фиктивными оказались их официальные авторы, но не их содер­жание. Мы находим в них достоверный, живой, написанный по горячим следам событий рассказ о различных явлениях, характерных для быта, нравов и социальных отношений в рассеянных по миру христианских общинах.

Авторы посланий, хотя и скрытые под маской фиктивных имен, исторически достоверны. Ведь они действительно существовали и страстно боролись за этого нового человека. Но это не были апостолы. Они не знали лично Иисуса и не могут считаться очевидцами его жизни и деяний. По­этому в посланиях не ничего такого, что могло бы пригодиться для воссоздания биографии Хри­ста.

“Деяния апостолов” - это единственный дошедший до нас первоисточник по истории христи­анства до 3 века, освещающий чрезвычайно важное тридцатилетие - период от распятия Иисуса до появления в Риме св. Павла в 61 - 63 годах. Мы знаем как был богат событиями этот период и какое он имел решающее значение в истории новой религии, поэтому неудивительно, что ученых очень интриговал вопрос, насколько правдивы картины, изображенные в “Деяниях апостолов”, можно ли считать это сочинение достоверным источником.

Прежде всего встал вопрос об авторе этого произведения и времени его создания. Считается несомненным, что “Деяния апостолов” являются продолжением Евангелия от Луки и составляют вместе с этим евангелием единую композицию одного и того же автора, разделенную на два тома, соответствующие тогдашним двум свиткам. Это видно хотя бы из первой фразы “Деяний апосто­лов”, где говорится: “Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил ...”

Есть и другие доводы в пользу общего авторства этих двух книг Нового завета. Филологи ус­тановили, например, тождество стиля и лексики, не говоря уже о том, что обе книги автор по­свящает одному и тому же лицу, некоему Феофилу. Показательно и то, что пролог к “Деяниям апостолов” является как бы повторением последней главы Евангелия от Луки, то есть звеном, связывающим в одно целое обе части повествования.

Согласно церковной традиции, автором обеих книг является Лука, секретарь и врач св. Павла. Но вряд ли удастся когда-либо в точности установить личность автора Евангелия от Луки, а сле­довательно, и “Деяний апостолов”.

Вопрос о времени создания “Деяний апостолов” оказался проще, хотя и здесь не обошлось без трудностей. В тексте сочинения нет ни одного намека на разрушение Иерусалима, и некоторые библеисты нашли это обстоятельство достаточным для того, чтобы заключить, что “Деяния апо­столов” были написаны до 70 года. Однако они при этом упустили из виду, что “Деяния апосто­лов” - вторая часть Евангелия от Луки, что это, в сущности, одно сочинение, принадлежащее перу одного автора. Между тем в тексте Евангелия имеются упоминания о разрушении Иерусалима и даже о репрессиях, каким подвергал последователей Христа император Домициан, царствовав­ший в 81-96 годах. А поскольку “Деяния апостолов” были написаны позже или, по крайней мере, в одно время с евангелием, то их следует отнести примерно к 90 году.

Борьба за образ Христа

В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - ми­фологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными дан­ными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событиях, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, как исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных со­бытиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, неточностей, разночтений.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христи­анского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтвер­ждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в “Древностях” Иосифа Флавия (37-после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. В третьей главе 18 -ой книги речь пойдет о римском прокураторе