Смекни!
smekni.com

Экклесиология святого Игнатия Богоносца (стр. 1 из 4)

-

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Одесская епархия

Одесская Духовная Семинария

Сочинение

поПатрологии

на тему: «Экклесиология святого Игнатия Богоносца»

Воспитанника: 3-А класса

Дроговоза Игоря

Одесса 2003 г.

Содержание

1. Введение.

2. Понятие об экклесиологии.

3. Жизнеописание святого Игнатия Богоносца.

4. Послания святого Игнатия, епископа Антиохийского.

· Вопрос о подлинности посланий и их количестве.

· Время написания посланий.

· Богословские темы в посланиях святого Игнатия.

5. Учение о Церкви в посланиях святого Игнатия.

· Установление Евхаристических собраний.

· Богоучреждённость церковной иерархии.

· Учение о единстве Церковном.

· Учение о небесной Церкви.

· Евхаристология святого Игнатия.

6. Заключение.

Список использованной литературы.

«Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей,

чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».[1]

Священномученик Игнатий Богоносец

(Послание к Римлянам IV гл.)

Начальные события жизни Церкви изложены в книге Деяний Апостольских. Тема книги – Церковь как завершение Нового Завета – дела, совершённого Христом, - его исполнения в мире, т.е. в человеческом обществе, в истории. Не просто история Церкви, а, прежде всего – она сама, её живой образ.

Это первое учение о Церкви, показанное в фактах её жизни, а потому из фактов избраны лишь те, которые служат этой цели, которые существенны для понимания этого учения. Все последующие поколения христиан видели в иерусалимской общине, в апостольской проповеди, в жизни и учении апостола Павла образец и мерило церковной жизни на все времена, вдохновляющее начало.

Начало истории Церкви – Вознесение и Пятидесятница. В сошествии Святого Духа произошло таинственное перерождение малого стада. Бедные рыбаки превратились в бесстрашных проповедников, несущих благую весть всему миру. Сам Спаситель стал их силой, и Он Сам начал действовать в своих последователях и в них пребывать в мире.

Проповедь апостолов началась со свидетельства Царствия Божия. Пришествие Спасителя и есть начало Царства: Сын божий пришёл открыть и дать его людям.

Люди, оторванные грехом, подчинившиеся злу и смерти, потерявшие подлинную жизнь, могут снова, через веру во Христа, познать бога и в соединении с Ним получить новую – праведную, истинную и вечную – жизнь, для которой они созданы. Мир не принимает Царства Божия, так как он во зле лежит и возлюбил тьму более света. Потому Сын Божий принёс людям не только истинное учение, не только знание о Царстве, но и спасение. Зло и грех, властвовавшие над людьми, Он победил Собой, явив совершенный пример послушания и любви.

Царство Божие явлено в Нём Самом и силе Любви и Жертве Богу и людям. И в этой самоотдаче была Его победа над злом и грехом, и смертью: Любовь восторжествовала над ненавистью, Истина над ложью, Жизнь над смертью: Бог воскресил Его и мёртвых.

В Одном Человеке в царство греха и смерти вошло Царство Бога – Царство Любви. Добра и Вечной Жизни. Но эту победу Он одержал не для Себя, а для других, для всех, чтобы спасти и ввести осуществленное Им Царство.

И поэтому Христос с самого начала избрал двенадцать свидетелей, чтобы они были с Ним, слышали Его учение, видели Его дела, Его смерть, воскресение и прославление. И в ночь, когда Он входил в Свою Славу, Он им заповедал Царство – по прославлении Своём дал им Силу не только проповедовать о Нём людям, но и приводить их к Нему, делать участниками Его Царства.

В Пятидесятницу – «малое стадо» стало Церковью. Чрезвычайно важно, что Церковь родилась в Иерусалиме, хотя апостолы были галилеянами. Пророчества, данные Господом Израилю, были исполнены. Столь долго ожидаемый Мессия пришёл, и мессианское Царство наступает в Иерусалиме. Слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него, и в Церкви нашла своё завершение ветхозаветная история спасения. Основа для христиан – вера в божественное начало Церкви, вне которой вряд ли можно понять всё дальнейшее её развитие.[2]

К концу первого века христианство географически распространилось очень широко. Но самих христиан численно было не так много. Даже ко времени Константина Великого они составляли на больше 10 % всего населения Империи.

Те отрывочные сведения, которые дошли к нам от ранней Церкви, прежде всего, говорят о крещении и Евхаристии. Как и апостольской общине в Иерусалиме. Они остаются главными таинствами.

Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения. От Евхаристии до Евхаристии. И потому только евхаристических собранием – этим средоточием общины – можно объяснить устройство Церкви. Это не человеческая организация. А живой организм, наполненный Духом Святым.

Империя (особенно на Востоке) была Империей городов. Крупные города были столицами провинций, называвшихся диоцезами. Во время Константина Великого диоцезы были разделены на более мелкие административные единицы – епархии. То, что административное деление было вокруг городов, определило административную структуру ранней Церкви. Община в каждом городе управлялась епископом. Помогали ему диаконы и пресвитеры. Местность вокруг города завесила от Церкви в городе.[3]

С ростом и распространением Церкви, по лицу земли, её членами становятся уверовавшие язычники и иудеи. Сбывались слова Спасителя: «Многие придут с Востока и Запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном»[4]. Апостолы поставляли в христианских общинах крупных городов, через возложения рук и молитвы, самых достойных и верных людей. Тех, кто был верен слову Спасителя, Его учению и апостольскому Преданию. Таких приемников апостолов стали называть епископ, что означаетнадзиратель. Так появляются апостольские мужи. Они окормляли стадо Христово, вверенную им христианскую общину. Их первых, враги Христа, хватали и предавали суду и смерти. Многие из них были воочию свидетелями чудес Спасителя, или были близкими друзья самих апостолов. В их ушах и сердцах звучала проповедь первоверховных апостолов Петра и Павла. По примеру Иерусалимской общины они общались с соседними городами по поводу возникающих трудностей и неурядиц. Постепенно складываются Церковная дисциплина и Церковная традиция, формируются таинства и обряды, появляется структура Церкви и первые святые.

С ростом и распространением Церкви, как общества всех разумно - свободных существ, т.е. ангелов и людей, верующих во Христа Спасителя и соединённых в Нём, как единой главе своей,[5] возникает необходимость в определении понятия науки, изучением которой бы являлась Церковь.

Таки образом, экклесиология (греч. W6680F\" – Церковь, logos – учение) – это теологическое учение о Церкви как Божественном установлении, о Её роли, функциях и прерогативах.

Епископ Антиохийский Игнатий, называемый иногда Богоносец, наследник по кафедре Антиохийского епископа Еводия, преемника, в свою очередь, ап. Петра. О жизни этого раннего христианского писателя не сохранилось никаких подробностей. Согласно Иерониму, он был учеником ап. Иоанна Богослова. Титул "Богоносца" объясняется или высокой нравственной жизнью и духовностью его, или, начиная с Симеона Метафраста, преданием о том, что св. Игнатий был тем младенцем, которого Сам Господь взял в свои объятия[6]. В греческом языке существует, однако определенное различие между Φεοφόρος - "богоносец," т.е. носящий в себе Бога, и Фεόφορος - Богом носимый. Существует все же предположение, что св. Игнатий был язычником и только впоследствии обратился к Евангелию.[7] В таком случае его имя его не что иное, как диалектическая вариация имени Egnatus. Оно, вероятно, произошло от gnatus, но неправильное производство от ignus послужило поводом к изобретению для Игнатия сирийского титула Nurono или воспламененного, которое впоследствии объяснилось в смысле его пламенеющей любви ко Христу.[8] Как бы то ни было, он, бесспорно, был антиохийским первосвятителем. Годы его епископства Евсевием определяются так: "между 2085 и 2123 годами после Авраама, или между первым годом Веспасиана и десятым годом Траяна. " Во всяком случае, если не считать предположения Харнака, что св. Игнатий скончался в 138 году, от чего он, впрочем, впоследствии сам и отказался, то год мученической смерти падает на царствование Траяна, т.е. от 98 до 117. В Антиохии во время Траянова гонения св. епископ был осужден на казнь в амфитеатре и под конвоем римских стражников, или, как он сам их называет, "десяти леопардов", он был отвезен в Рим. По дороге он останавливался в Смирне и в Троаде, куда к нему приходили христиане со своими пресвитерами поклониться ведомому на казнь славному епископу. Он на этих остановках поучал своих слушателей в вере и укреплял в борьбе с докетами, увещевая подчиняться своим епископам и жить богоугодной жизнью. Вероятно, этим же посланным к нему христианам он и передал послания для увещания самих христианских общин, представители которых к нему являлись. Так было им написано шесть посланий к ближайшим Церквам и, кроме того, седьмое, к Римлянам, куда он уехал с просьбою не мешать ему принять мученическую смерть на арене римского Колизея. Это послание по своему настроению и исключительной искренности должно быть признано одним из замечательных произведений ранней христианской письменности. Церковная традиция и историческая наука согласны в том, что мученический венец он воспринял в 107 году. Восточная Церковь празднует его кончину 20 декабря, тогда как латинская - 1 февраля. Кроме того, Православная Церковь отмечает 29 января как день перенесения его св. мощей.[9]