Смекни!
smekni.com

Рождество Христово (стр. 3 из 5)

Рождественский стол

Празднование Рождества начиналось с обрядовой трапезы. С первой звездой, после молитвы семья садилась за стол. Изобилие блюд на праздничном столе считалось залогом благополучия и богатства семьи, при этом важен состав праздничных блюд: например, свиное мясо - символ плодородия, яйца - символ зародыша новой жизни, запеченная свиная голова, кровяная колбаса, жареный гусь или индейка - традиционные рождественские блюда. Горох, фасоль, бобы, чечевица - зерна, заключающие в себе зародыш ростка, непременно использовались для приготовления ритуальной еды и, так же как сладости, ритуальные хлеб, пироги, фрукты и каштаны.

В каждой местности издавна готовят свои излюбленные рождественские блюда, ставят на стол фрукты и овощи из своего хозяйства. Обязательными элементами трапезы были также - мак, орехи, имевшие магическое значение, так как символизировали множественность, изобилие; ели мед, чтобы жизнь была слаще. Специальный рождественский хлеб во Франции украшали зеленью, остролистом или омелой. Хлеб этот разрезали на части: одну часть обязательно выделяли для бедных, другую - для домашних животных и долю для умилостивления водной стихии: рыбаки и моряки бросали в море, чтобы задобрить его, кусочек рождественского хлеба.

К обрядовому хлебу принадлежала выпечка из пшеничной или ржаной муки, с добавлением толченых сухих слив и груш. Такой хлеб обязателен для рождественской трапезы в Австрии. Пекли их в день св. Томаса - 21 декабря. Начиная с сочельника хлеб, ставили на праздничный стол, где он оставался до 6 января, независимо от того, ели его или нет. Хлеб служил символом объединения семьи, рода; кроме того, народное воображение наделяло его свойствами отгонять болезни, придавать силу и здоровье. Однако образ рождественского хлеба связывали и с христианскими персонажами: так, уменье его печь приписывалось пастухам, пришедшим в Вифлеем. Караваев пекли несколько, резали их при полном сборе семьи в сочельник. Каждый должен был получить свою долю. Остатками или особыми хлебцами кормили скот, крошки бросали на поня, под фруктовые деревья, желая приобщить их к общей трапезе и передать им силу плодородия. 26 декабря ходили в гости, приносили с собой кусок своего хлеба, обменивались хлебом с хозяевами. Такой обмен закреплял дружбу. Вместе ели этот хлеб влюбленные, после чего помолвка считалась состоявшейся.

В Греции ритуальный хлеб рождественской трапезы называется "хлеб Христа". Этот каравай, часто украшали крестом. Знак креста, "хлеб Христа", название самого праздничного стола "стол божьей матери" - все это напоминает о церковном празднике рождества Христова. Хлеб ставят посередине стола, поливают медом, украшают фруктами. Хозяин проводит ножом знак креста на поверхности каравая, прежде чем торжественно разрезать его. Иногда рождественские хлебцы сохраняют в течение года до следующего Рождества. Ритуальным хлебом делятся и с домашним скотом. Известны разные формы кормления животных обрядовым хлебом: или им отрезают специальный кусок от общего каравая, или же пекут специальные хлебцы для скота и домашней птицы. Их крошат, посыпают солью и дают скоту или подмешивают к обычному корму, чтобы защитить его от болезней.

С землею, деревьями, виноградниками также делятся ритуальной трапезой. Среди греков, живших в Трапезунде и других районах Черноморского побережья, принято поливать землю вином крестообразно. На острове Лефкас и на побережье Ионического моря землю поливали сначала молоком, потом вином. До середины века сохранялся обычай целовать деревья ртом, полным пищи,- "Будь веселым, не будь ленивым, таким же полным, как мой рот". В этих действиях усматривается отголосок очень древнего обычая "кормления" матери-земли, которое было связано с культом предков. "Кормление" предков со временем приняло более утонченные, более завуалированные формы. Считается, будто Христос и Мария незримо посещают дома христиан и делят с ними трапезу. Вместо того чтобы поставить еду на домашний алтарь, как делали древние, ее помещают перед иконами на низком столике вместе с горящими свечами. Есть другая форма угощения невидимых посетителей - не убирать со стола остатки ужина: сюда придет Христос, его образ заместил в этом случае души предков. Наконец, вместо невидимых духов кусок ритуального хлеба можно отдать нищим и бедным.

В Германии непременным блюдом праздничной трапезы была свинина с квашеной капустой. Немецкая пословица "иметь счастье" буквально означает "иметь свинью". Квашеная капуста считается целебным средством, а в Рождество обретает волшебные свойства. По поверью, кто ест кислую капусту на Рождество, будет весь год здоровым. Когда хотят пожелать кому-нибудь счастья, говорят: "Живи хорошо, ешь капусту". Даже скоту в рождественскую ночь дают зеленую капусту.

В Германии "святой ужин" устраивали до мессы. Большое значение придавалось выбору и числу блюд. Обычно их было семь или девять, с предпочтением продуктам, которые несут в себе зародыш жизни: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу, маковые клецки. После еды в Целле под столом искали рассыпанные по полу зерна: какого вида злака зерён больше найдет, тот и лучше уродится.

Главные же рождественские блюда - гусь и карп, а с 19 века стали выпекать специальный каравай - огромный ржаной хлеб, часть которого съедали в первый день Рождества. Вокруг хлеба ставили три лампы. Второй раз от хлеба отрезали на Новый год и в третий раз в День трех королей, только в этот раз в две лампы наливали так мало масла, что они гасли уже во время еды. Остатки хлеба отдавали скоту 2 февраля.

"Святой ужин" в Австрии называли также "Большой" или "Огромный", что указывало на его изобилие. Чтобы закрепить это богатство стола, в Штирии его окружали цепями. К рождественскому ужину готовили жидкие каши из муки, чаще пшеничной. Ее варили на молоке и поливали сливочным маслом и медом. Ей также приписывали магические свойства: тот, кто ее съест, станет сильней и умней. Поэтому старики говорили молодежи: "Ты еще мало ел каши", или "Ты теперь должен есть кашу". После мессы ели мясо (крепкий бульон и говядину с хреном и кислой капустой). В последнее время за праздничным столом частым блюдом стал венский шницель.

Позднее других блюд на праздничном столе появился карп, а так же яблочный штрудель, распространившийся на востоке страны, где он вытеснил более ранние виды обрядового хлеба. Из мучных блюд часто приготовляли различные изделия из теста с начинкой сладкой, кислой, без начинки под общим названием "крапфен". Традиционно готовят рождественскую коврижку. Уже в 16 столетии саксонские князья дарили своим друзьям это чудо из муки, масла, сахара и изюма, "которое могло достигать длины скамейки".

По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают гуся, мучные и сладкие блюда, часто с добавлением миндаля, изюма и меда. В Риме было принято подавать халву из жареного миндаля в сахаре и в меде и кондитерское изделие из изюма и орехов. Традиционные сицилийские рождественские сладости - мустаццоли, кондитерские изделия из теста, замешенного на сусле и пышные блины из жидкого теста.

Не случайно в блюдах, которые подают на ужин в сочельник и на Рождество, обязательны мед и миндаль. По верованиям итальянцев, миндаль, как и другие виды орехов, будет содействовать улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья стада и благополучию семьи. По-видимому, как и в сочельник, на рождественский ужин принято подавать определенное количество блюд. Так, в Тоскане рождественский ужин носит название "ужин из девяти блюд".

Традиционные рождественские блюда в Скандинавии - жареный гусь с яблоками и сливами, свинина, рисовый пудинг, сваренный на молоке и сахаре, с вензелями наверху и изюминкой внутри. Жив обычай: тот, кому достанется изюминка, первым обвенчается в новом году. Каждый из гостей загадывает какое-нибудь желание перед тем, как съесть пирог. Кроме того, на стол подаются кабачки, тушеный картофель, яблочный пирог, фрукты, ягоды в сахаре, орехи. В центре праздничного стола нередко ставят блюдо с нашпигованным языком или нашпигованной свиной головой с надписью цветными буквами "Счастливое Рождество". На праздничном столе почти всегда стоят рыбные блюда - рождественская треска. Треска сначала сушится, а затем вымачивается до состояния желе.

Для всех народов Нидерландов и Бельгии характерно также обилие различного вида обрядового печенья, но особенно распространен так называемый рождественский венок. Это песочное печенье с миндальной начинкой обсыпанное миндалем и украшается засахаренными фруктами. Пекли так же ритуальные печенья в форме животных. У голландцев чаще всего такие печенья изображали корову и свинью.

В Болгарии Рождество - семейный праздник. К этому дню закалывают поросенка и готовят разные вкусные блюда из свинины. Почетное место на столе занимает "банитса" - блюдо из тончайших листов тесто, в которое прячут монетку. Монету передают в семье из поколения в поколение. Кому попадет кусок пирога с монетой, тот будет счастлив в наступающем году. Как только пирог вынули из печи, его нужно сбрызнуть водой и завязать в салфетку. Пока пирог не разделили, каждый член семьи внимательно осматривает его, так как пузыри на поверхности означают семейное счастье.

У англичан и у шотландцев, ведущей свое происхождение от скандинавов или норманнов, на протяжении всего средневековья традиционным рождественским блюдом была кабанья голова. В Шотландии, Ирландии и Уэльсе к рождественскому обеду обычно готовили кусок жареной говядины или козлятины - рождественский бык или рождественская коза. Но постепенно традиционным мясным блюдом на Рождество стал жареный или копченый гусь.