Смекни!
smekni.com

Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях (стр. 1 из 3)

С.В.Римский

В данном исследовании автор хотел получить ответы на вопросы: кого из святых более всего почитали донские казаки и в чем это почитание выражалось? Основой исследования послужили "Донские дела" - источник, хорошо знакомый историкам казачества и России.

Специалистами давно установлено, что мировоззрение средневекового человека было религиозным. Это значит, что всё, абсолютно всё, происходившее с ним или вокруг него, вообще в мире, воспринималось и осмысливалось человеком через призму его личной веры. В нашем случае - через православие. Вполне естественно поэтому, что, попадая в какую-то трудную ситуацию, казак просил помощи у Господа, Божией Матери, Святых Угодников, обычно давая обет исполнить нечто важное, как только представится возможность. Как следует из исторических источников, очень часто обет заключался в совершении паломничества к святыням земли русской. Известны наиболее распространенные маршруты выхода в пределы Московского царства. Они пролегали через Воронеж, Елец, Курск, Оскол, Белгород, Валуйки. Если паломник направлялся к святыням без заезда в столицу, то специального обращения к государю не требовалось. Царь, по челобитью Войска, время от времени давал указания воеводам соответствующих приграничных населенных пунктов, чтобы они беспрепятственно пропускали казаков. Так, например, грамотой от 26 февраля 1637 г. воронежскому воеводе князю Савелью Ивановичу Козловскому было велено свободно пропускать казаков и не взимать с них лишних сборов за имущество. "А вперед будут з Дону учнут приезжать на Воронеж Донские атаманы и казаки по обещанью в которой монастырь помолитца, или с родители своими повидатца, и ты б их во всем оберегал и тесноты и насильства никакова им чинить не велел", - говорится в грамоте 1.

Но для того, чтобы исполнить обещание с обязательным проездом через Москву, необходимо было получить от московского самодержца так называемую проезжую грамоту. Для чего казаки, заручившись специальным ходатайством от Войска, обращались к царю с челобитьем (прошением). Поскольку Донское казачество находилось в юрисдикции митрополитов Московских, а затем - патриархов Всея Руси, а государь выступал в качестве высшего покровителя и защитника православия, проситель обычно без особых проблем получал проезжую грамоту. Хотя процедура порой несколько затягивалась, получение официального разрешения на проезд по территории Московского государства оборачивалось немалой выгодой, потому что казак-паломник получал от государя вполне приличное ежедневное содержание и право беспрепятственного путешествия туда и обратно. Так как прошение подавалось на границе, точнее, из пограничного города, где находился глава административного округа - воевода, то последующий путь к святыням обычно лежал не просто через Москву, а через соответствующие приказы. Каждого богомольца власти рассматривали ещё и как ценного информатора. Его подробно расспрашивали (обычно в Посольском приказе) о ситуации в донских степях. Ещё больше внимания приказные люди проявляли к тем, кто вышел из плена, желая прознать даже мелкие детали недавних событий в Турции или Крыму. Паломникам задержка в Москве была не только не обременительна, но выгодна. Все знали, что государь щедр к защитникам рубежей России, а потому всегда обращались к нему со второй челобитной, прося вознаградить за полонное терпение или тяжкие воинские труды. Чтобы не быть голословным, я сделал выборку из "Донских дел". И вот что получилось.

Паломничество казаков к святыням России

Год и месяц Имя паломника Место паломничества Цель Причина
Сентябрь-ноябрь 1639 г.Проезжая на Соловки выдана 31 января 1640 г. Станичный атаман Обакум Софонов, казак Иван Шеховской, Осип Лосев, Лев Семенов, Иван Иванов, Иван Екимов, Богдан Иевлев, Яков Петров Москва, Соловецкий монастырь “Помолитись Московским и Соловецким чудотворцам” “Обещались, как были в полону в неволе в Азове ж городе до взятья”
Проезжая от 29 июня 1640 г. Обакум Сафонов, Лев Семенов Свято-Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка Богомолье Нет данных
1640 г. Казак Петр Афанасьев Соловецкий монастырь “По обещанью своему к Зосиме и Совотею Соловецким чудотворцам помолитца и оброк своей души грешной свесть” Обет
1641 г., ноябрь Казак Онуфрий Шатров Киево-Печерский монастырь Богомолье Обет в плену
Январь 1642 г. Казак Пётр Фёдоров Москва “Помолитца Московским Чудотворцам” Обет
1643 г., сентябрь Казак Лев Пушкин Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Нет данных
1645 г., январь Казак Богдан Фёдоров Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” “По обещанью”
1645 г., март Казаки Василий Митрофанов, Иван Яковлев Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Обет в плену
1646 г., июль-август Казак Иван Чакун Москва “Помолитца на Москве Московским Чюдотворцем Петру и Алексею и Ионе” Обет
1646 г., ноябрь Казак Осип Колуженинов с женой и детьми Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет
1646 г., март Казаки Яков Елисеев Жуков и Андрей Елисеев Соловецкий монастырь “Помолитца преподобным отцем Изосиму и Саватии” Обет
1645 г., декабрь Казаки Дмитрий Васильев и Михаил Григорьев Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Нет данных
1646 г., декабрь Казак Семён Дементьев Можайск “Помолитца Николе Чюдотворцу” Обет
1648 г., март Казаки Степан Стариков, Перфилий Иванов Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет
1648 г., февраль Атаман Осип Калуженин и казак Василий Моисеев Соловецкий монастырь Богомолье Обет: Осип был на государевой службе ранен “во многие места и обещался…”
1648 г., май Казаки Василий Моисеев и Корнилий Яковлев Соловецкий монастырь Богомолье Обет: были ранены в бою с крымцами, “видя свою нужю и смертной час помнючи, прося у Господа Бога милости и хотя видя свет и слышучи про исцеление Соловецких чюдотворцев и не хотя умереть без покаяния, просили у них милости и обещалися им помолитца”
1648 г., июнь Казак Марк Назаров Матюнин Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет
1648 г., август Казаки Иван Евлахов и Ермолка Иванов Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет
1648 г., декабрь Казак Иван Жуков Новгород Великий, в Деревенецкий монастырь “Воскресению Христову помолитца” Обет
1648 г., ноябрь Казаки Иван Разин и Трофим Григорьев Разин Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет
1649 г., апрель Казак Семен Дементьев Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет
1649 г., сентябрь Казак Максим Максимов Можайск “Помолитца святителю Христову Николаю Чюдотворцу” Обет
1649 г., декабрь Казаки Парфен Иванов и Киприян Щербачев Курск, Москва Богомолье. В Курске молились Богородице, в Москве - Чудотворцам Обет
1649 г., декабрь Казаки Семен Григорьев, Григорий Никифоров, Иван Максимов, Михаил Максимов, Артемий Васильев, Никон Савельев Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет
1650 г., январь-февраль Казак Афанасий Борисов Аргамаков, Григорий Чакунов Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет
1650 г., январь Казаки Богдан и Иван Северовы Астрахань, Казань “В Астрахань молитись Живоначальной Троице и в Казань Пречистой Богородице, чюдотворному образу Казанской и великим Казанским чудотворцам” Обет
1652 г., май Казаки Григорий Бредихин и Тарас Леонтьев Соловецкий монастырь “Помолитца святым и преподобным отцем Зосиму и Саватии” Обет
1652 г., август Казаки Федор Венедиктов и Савелий Онофриев Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватье” Обет
1652 г., ноябрь Казак Степан Тимофеев Разин Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватье” По обету, данному в 1649 г. вместе с отцом, который вскоре умер
1652г., декабрь Казак Яков Жуков Москва “Помолитца Московским чюдотворцам” Обет
1653 г., январь Казак Иван Матвеев Владимир “Помолитца Пречистой Богородицы Володимерской” Обет
1653 г., март Казак Савин Онофриев Соловецкий монастырь “Помолитца к Соловецким чудотворцам” Обет
1653 г., май Казак Федор Леонтьев Дугин Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватие” Обет
1653 г., 23 августа Войсковая отписка свидетельствует: “Донские-ж казаки низовые и верховые по обещанию своему ходят от нас з Дону на Царицын город молитца Пречистой Богородице в монастырь честного и славного Ея Сретения иконы Владимерские…”
1653 г., август Казак Емельян Копылов Соловецкий монастырь “Соловецким чудотворцам помолитца” По обету, данному в плену
1653 г., ноябрь Казак Иван Андреев Гузеев Можайск “Помолитися… великому чюдотворцу Николе” Обет
1653 г., ноябрь Казак Петр Ерофеев Можайск “Помолитися… великому чюдотворцу Николе” Обет
1653 г., ноябрь Казак Григорий Кириллов Москва и Чернеев монастырь “Помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу, митрополитом Московским и всеа Русии чюдотворцем, а с Москвы Шатцкого уезду в Чернеев монастырь великому чюдотворцу Николе” Обет
1653 г., ноябрь Казак Григорий Онисимов Москва “Помолитися на Москве в соборной церкви Пречистой Богородице Честного и Славного ея Сретение иконе Владимирские и святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу…” Обет
1653 г., декабрь Казак Минай Иванов Золотарев Москва “Помолитца на Москве Пречистой Богородице честного и славного Ея Сретение иконы Володимерские да святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филипу московским чудотворцем” Обет
1654 г., ноябрь Казаки Кирей Петров, Яков Ефимов, Иван Ермолаев, Дмитрей Исаев Соловецкий монастырь “Помолитися Изосиму и Саватие” Обет
1654 г., ноябрь – июнь1655 г. Казаки Купреян Карпов и Федор Алексеев Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1655 г, ноябрь – январь 1656 г. Низовой казак Иван Иванов Москва “Помолитися на Москве Пречистой Богородице во святей соборной апостольской церкви честнаго и славного Ея Успения Пречистые Богородицы и святым святителем Петру и Алексею, и Ионе, и Филипп, Московским чюдотворцем” Нет данных
!655 г., ноябрь Казаки Яков Ананьин и Федор Корнилов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1655 г., ноябрь Казаки Емельян Семенов и Онуфрий Аверкиев.В Москве к ним присоединился Терентий Павлов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1657 г., декабрь Низовой казак Григорий Афанасьев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1658 г., февраль Казак Григорий Онисимов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1658 г., февраль Казаки Никита Иванов и Павел Григорьев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет, данный во время пребывания в турецком плену
1658 г., апрель Казак Григорий Золотарев Соловки “Помолитися Зосиму и Саватие Соловецким чюдотворцем” Обет
1659 г., январь Казаки Артемий Васильев сын Чичик, Исай Осипов сын Турченин, Никита Яковлев, Иван Васильев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет
1659 г., февраль Казаки Борис Кузьмин и Иван Алексеев Москва “Помолитца Московским чюдотворцем” Обет
1659 г., ноябрь Кахзак Иван Ипатьев Москва “Помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, Ионе, и Филиппу” Обет
1659 г. Казак Иван Степанов Орлов и ещё 12 казаков, чьи имена не известны Астрахань “Помолитца в Астрахани” Обет
1661 г., февраль Казак–“выходец” Дмитрий Павлов Москва “Помолитца Московским чюдотворцем” Обет
1661 г., ноябрь Низовые казаки Степан Разин и Прокофий Кондратьев Соловки “Соловецким чудотворцам Изосиму и Саватию помолитца” Обет
1661 г., ноябрь Низовой казак Андрей Федоров Москва “Московским чудотворцам помолиться в Чудове монастыре Алексею Митрополиту” Обет

Из таблицы видно, что чаще всего паломники шли поклонится Святым Зосиме и Савватию (24 раза). На втором месте - московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп (20). Далее идут Никола Можайский (4), Николаевский шацкий монастырь (2), Киево-Печерский (1). По одному разу упоминаются также Новгород Великий, Курск, Астрахань, Казань, Владимир, куда ходили поклониться чудотворным иконам Божией Матери и Троицы. О Царицыне просто говорится, как обычном месте паломничества к находившемуся там списку иконы Владимирской Божией Матери.