Смекни!
smekni.com

Мистика в прошлом и настоящем (стр. 4 из 6)

В 70-е годы прошлого столетия и з начале XX столетия имели место попытки некоторых лиц распространить спиритизм и в России. Большая заслуга в разоблачении спиритизма как мошенничества и грубого суеверия принадлежит Д. И. Менделееву. Д. И. Менделеев указал на то, что при известном состоянии сильного нервного возбуждения людям может пригрезиться такое, чего в действительности нет и не бывает. К тому же само по себе непосредственное чувственное восприятие человеком объективного мира отнюдь не всегда соответствует действительному положению вещей: между сущностью и кажимостью явления, как правило, дистанция огромного размера. Что касается столоверчения, „хождения блюдца", то и это объясняется просто: причина подобных явлений в незаметных глазу, бессознательных движениях рук участников спиритического сеанса, в результате чего блюдце начинает двигаться, стол стучать и т. п. „Спиритические явления, — писал Д. И. Менделеев, - происходят от бессознательных движений или сознательного обмана..."

Ф. Энгельс показал, как явления гипноза в середине прошлого века стали областью шарлатанских махинаций для любителей легкой наживы, действовавших нередко под покровительством духовенства, которое охотно поддерживало тогда и поддерживает теперь версию о „божественном" и „сверхъестественном" происхождении гипнотических явлений, якобы доказывающих существование бессмертной души. И нет ничего удивительного в том, что истолкованные подобным образом „чудесные" факты гипнотического внушения послужили поводом для спиритических мистерий. Дело дошло до того, что в популярных журналах в Англии, Германии, Франции, США стали печатать фотографии духов, якобы вызванных спиритами из „загробного мира".

Спиритизм и поныне в моде в западном мире, несмотря на то что наука вынесла ему свой приговор. „Свободный мир" открывает прежде всего свободу для шарлатанства, откровенного обмана масс. Ныне на Западе существуют официально зарегистрированные спиритические общества и клубы, издается специальная литература, в которой пропагандируется спиритизм. Дикое суеверие продолжает существовать при поддержке тех сил, которым выгодно распространение мистицизма, затемняющего сознание людей.

Теософия

В 1875 г. в Нью-Йорке в торжественной обстановке было основано новое мистическое течение - теософическое общество Е. П. Блаватской (1831—1891) при ближайшем участии некоего предприимчивого янки, который называл себя так: "английский полковник Олкотт". Термин "теософия" (от греческого thеоs - божество и sорhiа — мудрость) означает буквально "богомудрие" или "богопознание". Теософическое общество выдвинуло следующую программу: а) организовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии; б) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока; в) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные силы человека. Свои идеи Блаватская и Олкотт пропагандировали на многочисленных собраниях теософического общества, а также в периодических изданиях и монографической литературе. Так, Блаватская в 80-е годы прошлого столетия издавала журналы „Люцифер" на английском языке (в Лондоне), „Теософическое обозрение" и „Голубой лотос" на французском языке (в Париже). Кроме того, Блаватская опубликовала монографии „Секретная доктрина, синтез науки, религии и философии", „Ключ к теософии" и множество статей в прессе. Ее партнер „английский полковник Олкотт" опубликовал объемистое сочинение „Люди с того света". Так как Блаватская выступала против материализма, атеизма и пролетарского социалистического движения, то в буржуазных кругах у нее не было недостатка в покровителях и приверженцах. Получая значительные денежные субсидии от богачей, Блаватская вела широкую пропаганду теософических идей, сопровождая эту пропаганду активной организационной работой. И хотя ее теософические „феномены" были многократно разоблачены как тонкое фокусничество и шарлатанство, Блаватской все же удалось завербовать в свое общество около 60 тыс. человек. В настоящее время в теософическом обществе, филиалы которого имеются во многих странах капиталистического мира, насчитывается около 150 тыс. человек.

Антропософия

На почве теософии в первой четверти XX в. в Германии складывается мистическое учение, получившее название антропософии, что в переводе означает "мудрость о человеке" (от греческого аntrороs - "человек", sophia — "мудрость"). Его основателем был горячий приверженец теософии Рудольф Штейнер.

Антропософия представляет собой смесь из сочинений средневековых мистиков и их более поздних единомышленников, а также элементов философских учений Фихте и Шеллинга. В отличие от теософии, антропософия утверждает, что познание бога осуществимо лишь через непосредственную связь с потусторонним миром. Человеческая сущность обожествляется, но открывается только „посвященным". Правящие классы буржуазного общества проявляют интерес к антропософии и потому, что она, отрицая реальность земного мира и земных дел, отрицает борьбу с социальной несправедливостью, идеи и выводы научного социализма, прямо становится на защиту капитализма.

Ныне происходит значительная активизация деятельности последователей Рудольфа Штейнера. В швейцарском городе Дорнахе функционирует международный центр антропософии. Он имеет союзы в разных странах мира. В последнее время предпринимаются попытки экспортировать антропософию в социалистические страны. В частности, отдельные эмиссары Международного центра, посещавшие СССР в качестве туристов, старались распространить антропософскую литературу на русском языке, стремились организовать антропософские кружки среди молодежи нашей страны. Подобного рода попытки имеют место и в настоящее время

Мантика

Гадание и его типы

Мантика, или гадание, есть мнимое, воображаемое "искусство" угадывания настоящего и будущего.

Возникновение гадания как мнимого чудодейственного искусства избранных и особо одаренных лиц относится, по-видимому, к эпохе материнского рода, когда разделение труда зашло уже достаточно далеко и привело к отделению труда умственного от труда физического, а вместе с тем и к выделению особой категории лиц, монополизировавших духовное влияние в родовых группах (колдуны, знахари, маги и т. п.).

Существующие у разных народов бесчисленно многообразные способы гадания классифицируются в специальной литературе по двум формально-типологическим признакам: гадание по внешним "знамениям" и гадание по "внутреннему просветлению" (ясновидение).

К первому типу относятся следующие виды гадания: по небесным телам (астрология); по огню (пиромантия); по метеорологическим явлениям (гром, град, радуга и т. п.): по воде; по лопаточной кости (скапулимантия); по решету (коскиномантия); по "священным" книгам (библиомантия); по старинным стихам (рапсодомантия); по птицам и их полету (орнитомантия); по внутренностям животных (гаруспиция); по строению человеческого тела (морфоскопия и физиогномика); по строению руки (хиромантия); по цифрам (арифмомантия); по "дрожанию Земли" (геоматия); по кофейной гуще, по бобам, по воску, по олову, по игральным картам; по дыму (ливаномантия); по чаше с водой (каттабомантия); по движениям змей (офиомантия); по зеркалу (катанстромантия); по движениям жука (критомантия).

Ко второму типу относятся следующие виды гадания: по сновидениям (онейроскопия и онейрокритика); по "непосредственному откровению" (пресмология и ясновидение); по „показаниям покойника" (некромантия).

Гадание является дичайшим предрассудком, порожденным мистикой.

Мы рассмотрим здесь некоторые факты, относящиеся к истории и практике гадания, поскольку эта "оккультная наука" пользуется еще заметным влиянием на простых и доверчивых людей.

Коскиномантия

Гадание по решету (коскиномантия) было распространено в средневековой Европе, в Аравии и у среднеазиатских народов для разгадывания воров. Оно и в наше время бытует для этой же цели кое-где в Англии и ФРГ. Известны случаи коскино-мантии и в нашей стране. Гадающий держит решето подвешенным на нити на одном пальце с таким расчетом, чтобы оно могло медленно поворачиваться; на чьем имени решето остановится (на ободе решета наносится риска, а имена подозреваемых в воровстве выписываются на бумажках, которые раскладываются по кругу), тот и есть вор. Этот способ гадания часто приводил к острым конфликтам на почве необоснованных обвинений в воровстве.

Родственницей коскиномантии по методу является клеромантия — гадание с помощью жребия. Простейшим способом гадания этого рода является бросание монеты с загадыванием чего-нибудь "на орла" или "на решку". Клеромантический характер носят также гадания по игральным картам.

Библиомантия

К библиомантии относится несколько способов гадания. Простейший способ состоит в том, что гадающий с маху раскрывает какую-нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на -открытой странице; что там написано, того и следует ожидать. В старой Руси этот способ гадания был настолько распространен, что ради него была издана „Гадальная книга пророка и царя Давида". Впрочем, подобные издания проникали в Россию из Западной Европы, где во времена средневековья они были весьма распространены. К библиомантии относится также гадание "по рафлям" -разграфленному листу бумаги, где в каждой клетке написано или нарисовано что-нибудь загаданное. На рафли, т. е. на гадательный лист, бросали горошину или пшеничное зерно; на какой клетке оно остановится, то и сбудется. Лет сто назад на сельских ярмарках продавались подобные рафли под названием „Колесо фортуны" и "Случаи описания".

Рапсодомантия

Рапсодомантия - это та же, в сущности, библиомантия в древнегреческом варианте. Для гадания брали не любую книгу, а произведения Гомера и Гесиода.