Смекни!
smekni.com

Мусульманский культ (стр. 2 из 2)

В действительности Кааба - ничем не примечательное четырехугольное каменное здание (кааба означает куб). Высотой оно приблизительно 10 метров, шириной - около восьми, с плоской кровлей, без окон. Внутри здания, куда можно попасть через двери близ угла западной стены, тоже нет ничего примечательного: там пусто и темно. В северной стене вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень — наиболее священное место здания. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, он был выдворен из рая вместе с первыми людьми за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений божественного запрета. В судный день он воcкреснет и примет прежний облик, чтобы рассказать богу о тех, кто свято исполнял свои обязанности и обряды. Поклонение „черному камню", который, как полагают ученые, возможно, является метеоритом, имело место задолго до ислама. Арабы, как язычники, поклонялись разным, по их представлениям, „священным" предметам, в том числе и камням, поразившим почему-либо их воображение. Кроме „черного камня" в Каабе были сосредоточены изображения племенных богов, число которых, как полагают исследователи, достигало более 300. Будучи пантеоном племенных богов, Кааба служила местом, где собирались племена или их представители для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным, здесь не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог явиться каждый для поклонения своему богу Но когда в VII в. победил ислам, идолы были разбиты и выдворены из храма, так как все должны были поклоняться единому для всех богу — аллаху. Вместе с тем ревнители новой религии не могли не учитывать освященный многовековой традицией обычай поклонения Каабе. Нельзя было игнорировать и крупные доходы, которые приносила Кааба, будучи центром паломничества и жертвоприношений. Ввиду этого служители культа приспособили Каабу к новой, победившей религии, выдворив из нее идолов и оставив ее в качесгве „священного" места для паломников. Мусульманин, лицезревший Каабу и приложившийся губами к „черному камню", считает себя самым счастливым, ибо ему уда-лось выполнить завещание пророка. В дни хаджжа толпы фанатиков осаждают Каабу со всех сторон, образуя страшную давку около „черного камня", чтобы пробиться к нему для поцелуя. Культ Каабы, оставаясь и поныне центральным пунктом и одной из основных целей стечения пилигримов в святые города Мекку и Медину, приносит колоссальные доходы духовенству и является мощным инструментом одурманивания верующих.

Культ мазаров

Один из пережитков древнего культа — поклонение "святым" местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров, cвязанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превратилась в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих Характерно, что и могила злого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар Пользуясь неосведомленностью невежественных людей, заинтересованные лица, возможно, и сами не менее невежественные, чем обманываемые ими верующие, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар. В Файзабадском районе Таджикистана есть мазар Ходха-Хатама, а между тем известно, что этот мазар

Настольная книга атеиста построен на могиле свирепого феодала, убитого восставшими против него крестьянами.

К числу особенно почитаемых раньше в Средней Азии мазаров относится находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя ют никогда не был в этом районе. Мазар этот использовался в качестве святыни басмачами и кулаками.

В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.

Духовные управления в настоящее время выступают против поклонения мазарам Это вызвано конкурентной борьбой против бродячих мулл и тем, что слепое поклонение, жертвоприношения, суеверия, неприкрытый обман, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает держаться в силу невежества и отсталости некоторых верующих.

Список литературы

Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.

Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.