Смекни!
smekni.com

Католицизм (стр. 2 из 3)

Широкое экзальтированное почитание богородицы и учение о ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих (активно используется, в частности, изобразительное искусство - фрески, статуи); чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных (процессы канонизации и беатификации проводятся и сегодня); строго централизованная иерархическая организация во главе с „непогрешимым" папой римским — таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Социальная доктрина католицизма

Содержание католического вероучения, социально-политической доктрины на различных этапах истории пополнялось, шлифовалось и видоизменялось в зависимости от конкретных условий. Однако всегда как идеология, так и политическая практика церкви неизменно были направлены на консервацию существующих в обществе эксплуататорских отношений, сдерживали социальную активность масс, отвлекая их сознание в сферу ложных религиозных иллюзий. Приблизительно со второй половины прошлого века социальная функция, идеология и политика католической церкви (которая на протяжении столетий была связана с феодальным строем) стали определяться в конечном итоге потребностями консервации и упрочения основных устоев капиталистического общества.

Защита основных устоев капитализма проводится под благовидной маской защиты "интересов религии", "высших христианских ценностей", „естественного закона" При этом пускается в ход утонченная социальная демагогия; широко распространяются иллюзии о возможности „христианизации" капитализма и его „оздоровления", которым все еще верят политически отсталые слои трудящихся (часть пролетариата, промежуточные прослойки, мелкая буржуазия и т д.). Пробуржуазную деятельность реакционных католических церковников, активно распространяющих в религиозной оболочке идеи буржуазной пропаганды, можно проследить на примере ряда актуальных социально-политических проблем

Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс заклеймили папство как заклятого врага коммунизма, объединившегося со всеми силами старого мира для его „священной" травли. Эта оценка полностью подтвердилась последующей более чем столетней деятельностью Ватикана. За истекшее время основным в деятельности реакционных клерикалов была клевета на растущее коммунистическое движение, фальсификация его задач и идеалов В целях дискредитации коммунизма в глазах верующих реакционные церковники изображают его как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, как учение, враждебное человеку и цивилизации Ватиканская конгрегация священной канцелярии (бывшая инквизиция) декретом от 1 июля 1949 г. отлучила от церкви тех, кто сочувствует коммунистическим партиям, читает их прессу и голосует за коммунистических кандидатов на выборах. Стремясь к достижению основной своей цели - отдалить трудящихся от коммунизма, Ватикан в апреле 1959 г. запретил верующим поддерживать уже не только коммунистические партии, но и те христианские организации, которые хотя и не отходят от религии, но на практике сотрудничают с коммунистами и своими действиями „им благоприятствуют каким-либо образом".

Успехи коммунизма вынуждают церковников прибегать и к более изощренным приемам социальной деятельности с целью разобщить и деморализовать трудящихся, внушить им классовую покорность и христианское послушание Так, антикоммунистическую пропаганду церковь старается сочетать с демагогической проповедью своей близости к трудящимся, выставляя себя их другом и защитником от угрозы "ненасытной капиталистической жадности".

"Антикапитализм" церкви выражается в осуждении частных „несовершенств" капитализма, основной причиной которых объявляется моральная распущенность отдельных представителей власть имущих, зараженных „необузданной жадностью" и „эгоизмом" Все это объявляется „печальными следствиями первородного греха" Суть антикапиталистической фразеологии церковников наглядно выражена в следующих словах папы Пия XI: „Капиталистическая система внутренне здорова, она лишь искажена"

Правые идеологи католицизма восхваляют капиталистический строй, проповедуют его незыблемость и естественность. С этой целью разрабатываются специальные социально-религиозные доктрины, защищающие в конечном итоге систему капиталистического наемного труда, буржуазное государство, существование атагонис-тического классового общества и прежде всего святая святых капиталистического строя — частную собственность.

Реакционная деятельность правой верхушки католических организаций буржуазных стран проявляется и в важнейших вопросах современных международных отношений. На протяжении ряда лет многие реакционные начинания империалистических сил в области международных отношений находят у нее поддержку и сочувствие Так. церковь приветствовала создание Североатлантического агрессивного блока как „лучшую гарантию будущего" и наиболее действенное оружие против „безбожия" и „богоненавистников" Католические иерархи враждебно встретили (так же как в свое время и победу социалистической революции в России) победу народно-демократического строя в ряде стран Европы, Азии и Америки и, не гнушаясь никакими средствами, вплоть до клеветы, дезинформации, участия в заговорах, деятельно помогали международной реакции в ее попытках задушить молодую народную власть.

Все эти факты позволяют составить представление об истинном смысче социальной политики, проводимой правыми церковниками, который они пытаются скрыть от масс за красивыми фразами о католическом гуманизме

Модернизм в католицизме

В последние годы руководство католической церкви вынуждено было стать на путь модернизации идеологии и политики, на путь „переоценки ценностей", прочно устоявшихся за долгое время в католицизме. Главными причинами этого являются те социальные изменения, которые в настоящее время происходят на земном шаре. Всемирно-исторические победы социализма, дальнейшее углубление общего кризиса империализма, новые запросы и чаяния миллионов трудящихся-верующих, формирующиеся под воздействием революционного характера современной эпохи, массовых движений в защиту мира, прогресса, колоссальных достижений науки, вынужден учитывать даже такой традиционно консервативный религиозно-политический институт, каким является католическая церковь. „Обновленчество" в католицизме наглядно проявилось на XXI Вселенском (II Ватиканском) соборе католической церкви, четыре сессии которого состоялись в 1962-1965 гг., в послесоборной деятельности церкви.

Настроения трудящихся-верующих, а также реалистический учет соотношения сил, сложившегося на международной арене, возможных следствий конфликта между ними влияют на позиции католической верхушки. Ныне определенная часть католических деятелей стремится максимально учесть новую обстановку, не связывать себя с реакционной политикой; она далека от того, чтобы автоматически освящать все внешнеполитические акции агрессивных империалистических кругов. Следует иметь в виду и то, что есть немало честных священнослужителей, левых религиозных течений (в том числе среди верующей интеллигенции, профсоюзных объединений и т. д.), которые занимают антиимпериалистические позиции в международных отношениях, выступают в защиту простых людей от действий внутренней реакции, участвуют в антивоенном движении, осуждают фашистские режимы. Ряд левых деятелей церкви даже выступает за социализм. Это, однако, встречает осуждение правого руководства церкви.

Реалистическую позицию в ряде острейших вопросов современности занимал папа Иоанн XXIII. За время его понтификата (1958-1963) наметились некоторые новые тенденции в политической пропаганде, проводимой Ватиканом. Для посланий и демаршей Иоанна ХХIII характерен отход от яростного охаивания коммунизма, от неприкрытой ненависти к демократическим, социалистическим организациям, травли и гонений против них, от безапелляционной поддержки военных приготовлений агрессивных блоков НАТО, СЕАТО и др.

В противовес политике „холодной войны", проводимой в период понтификата папы Пия XII (1939-1958), Иоанн XXIII неоднократно выступал в защиту мира, за предотвращение военных конфликтов, запрещение термоядерного оружия, за признание принципа мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем.

Подобные идеи с той или иной последовательностью нашли отражение и в ряде выступлений других руководителей католицизма, в том числе папы Павла VI (1963-1978) и нынешнего папы Иоанна Павла II. Так, например, они поддержали Московский договор о частичном запрещении испытаний термоядерного оружия, выступили в пользу всеобщего разоружения, запрещения атомного оружия, за решение спорных международных вопросов путем переговоров; выступали с призывами к прекращению военных действий и установлению мира во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и т. д. Ватикан поддержал также идею созыва общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества.

Во многих выступлениях папы Иоанна Павла II (избран в 1978 г.), в том числе во время посещений ООН, ЮНЕСКО и др., содержатся призывы к миру и разоружению, против термоядерной опасности, к полному и неукоснительному проведению в жизнь хельсинкских соглашений и т. д.

Реалистическая политика по актуальным политическим вопросам современной международной жизни пользуется поддержкой довольно внушительной части католической иерархии.