Смекни!
smekni.com

Ветхий завет (стр. 7 из 10)

«Слово против язычников» - о познании Бога через творения, платонические влияния. «Слово о воплощении» (317-319 гг.). Экзегетические труды почти не сохранились кр. Псалмов, Матфея и Луки. Псалмы совмещают закон и пророков, написаны о каждом из нас.

Догматически-полемические произведения во II изгнании (356-362). Три слова против ариан: 1 - разбор рациональных и экзегетических доводов ариан, выдержки из «Фалии»; 2 - толкование Притч. 8: 22 (Созда мя в начале путей соих) - основн. Аргумент ариан; 3 - смысл «единосущия и уничижительных мест. 4 послания к Серапиону Тмуитскому о Божестве и единосущии Св. Духа.. Множество апологий (против ариан, к Констанцию, о бегстве при нападении Сирана) и историко-полемических сочинений (история ариан к монахам, о постановлениях Никейского собора, О Дионисии Александрийском, о соборах в Аримине и Селевкии - история противоникейской борьбы). Послания Алекс. Соборов: Свиток к Антиохийцам(362), Письмо к африканским епископам (369), окружные послания. Пасхальные письма, сохранились в сирийском переводе. Здесь содержится (39-е послание, 367) перечень книг Св. Писания.


25. Экзегетические труды св. Афанасия Вел, троическое богословие.

Экзегеза - Беседа на Мф. 11, 27 (Все мне предано суть...). К Маркелиану о толковании псалмов. Творения «Толкования псалмов», «О надписании псалмов», на Иова, Песнь п, МФ, ЛК, 1Кор. Отрывочные толкования. Уничижительные места и славные - 2 природы.

Опровержение арианских доводов. Единосущие = действенность спасения. Учение о простоте и полноте Бога внутри Себя - Образ Отца присутствует в Боге. Рождение сущности и из сущности - необходимость божест природы, кот неизменна. Но это не принуждение, противное воле, так же как и благ Он по природе, без волевого акта. Бог всегда Троица, Она никогда не возникала, Отец «всегда Отец Сына». Подобие, равенство и одинаковость - слишком бледные термины. Абс личностное различие и природное единство.

Отличие от пребывания в святых и пребывания в Своем теле, теле Бога, у Которого слюна божественна. Божество непосредственно распространяется на все человечество через крещение. Мы становимся «друзьями Духа». В миропомазании мы «напоеваемые Духом, пьем Христа». «Дух, как помазание, есть дыхание» Сына, и в нем «Слово прославляет тварь, обожая и всыновляя, приводит к Отцу», ... «причастники Б. естества». Вселение Слова есть стяжание Духа. Крещение во имя св. Троицы, а если только во имя Отца, то не действенно. Арианское крещение во Творца и тварь, не смотря на правильные формулы, мнимо. Действие Бога едино: кого крещает Отец, того и Сын, тот святится Духом Святым.


26. Христологические аспекты богословия св. Афанасия, учение о таинствах, пневматология.

Тринитарный вопрос - вопрос христологический и сотериологический. Воссоединение чел. природы с Богом, обожение возможно только если Христос - Бог. Учение о двойственности тварного бытия: Бытие только в Боге, жизнь твари только через причастие Слову, кот есть хранитель мира посредством Своих энергий. Он невидим по естеству, но познаваем из дел. Слово проникает везде и все наполняет ведением о Боге. На каждом произведении есть отпечаток Слова + изменяемая природа. Слово пребывает в мире как в теле. Чек - творение природы из ничего и усыновление через Сына в Св. Духе, дыхание - сообщение подобия, одухотворение. Адам это утратил, предавшись «рассмотрению себя». Толчея страстей заслоняет зеркало Божие. Обновление через воплощение, изгнание смерти и тления. Прощение возможно, но чек стал бы опять на уровне Адама с благодатью из вне. Сейчас положение несравнимо выше, т.к. Слово стало плотью. Поэтому Слово сообщает благодать чел природе, кот теперь присуща нам неотъемлемо.

Тело Христа без немощи и тления, естественные немощи Ему были присущи по попущению, а не по необходимости. Умереть Он не мог. Тело - проводник Его силы. Необходимо было принять и смерть, чтобы воскреснуть и воскресить. Учение об искуплении = о воскрешении.

Сын по преимуществу Творец и устроитель мира., через Него творит Отец, но Его рождение не связано с творением мира. Нет причины чтобы Сыну быть Рождением и Премудростью. Богу не нужен Посредник, Он Сам в состоянии все сотворить одним мановением. Сын не для Откровения, но Откр в Нем и через Него и Им в Духе. Афанасий I ясно исповедал Божество Духа. Троица тождественна Себе (подобна), нераздельна. Если Дух - тварь, то нет Троицы. Мы причастники Духа-Бога. «Если Дух творит богами, то нет сомнения. Что естество Его есть естество Божие». Он не рожден, но изведен, предвечно исходит от Отца. И Сын есть только Сын, не рожденный чтобы стать Отцом. Дух не рождается и потому Он не брат Сына. Он соединяет тварь со Словом и через Него подается «Отчее дарование».

О Духе - переписка с Серапионом Тмуитским - 4 книги о Св. Духе: 1 - Дух не тварь. 2 - Сын не тварь. Опровержение «Тропиков». Духоборчество скрытое арианство. Ссылка на Писание: «се Аз... созедаяй дух» (Амос 4, 13). Приставка «то» - Дух, без нее дух чека.. Называли Его одним из ангелов, братом Сына, внуком Отца. Аргументы: крестят не «во имя Деда», отцы не творцы, а родители, плотники в свою очередь творят новые вещи.


27. Начало агиографии. «Житие преп. Антония» св. Афанасия. Литургическая и богословская характеристика.

Уже при жизни переведено на латынь Евагрием Антиохийским до 383 г., когда умер Иннокентий, которому посвящен перевод. После кончины Антония (356) когда Афанасий спасается от Сириана в пустыне (ок. 365). Написано для римских почитателей монашества, где монашество только развивается. Образец подвижнической жизни. Сильное влияние на агиографич письменность (Иероним «Ж. Павла Фивейского»). Письма Афанасия к монахам с аскетическими назиданиями.

Родился ок. 250 г. Уход в молодости. 20 лет в одиночестве, борьба с дьяволом. II период - стечение учеников.


28. Житие и писания св. Василия Великого.

Семья из Каппадокии. Отец Василий - ритор, мать Эмилия, бабка Макрина (ученица Григория Чудотворца). Трое братьев епископы (+ Григорий и Петр). 330г - родился, домашнее образование, Кесария вместе с Богословом, затем КПоль и Афины (учителя риторы Имерий и Проэрезий), слушал в Антиохии Ливания. Крещение в Кесарии от еп. Диания в 355 (25 лет) + чин чтеца. Удаляется в пустыню на р. Ирис. Сотрудничество с Евстафием Севастийским (потом поссорились на почве омиусианства). «Филокалии» (358-359). 360 г. присутствовал на соборе в КПле, 362 он пресвитер. Уход от еп. Есевия в пустыню. После его смерти 370 г. - епископ Кесарии. Через 9 лет +. Преследование православных имп Валентом, создание 2 - ой Каппадокии. Еп. Анфим Тианский создает кафедры в противовес Василию. Он рукополагает брата и Богослова. Защита Никейской веры, 372 г. исповедничество перед префектом Модестом. +373 - Афанасий, Василий остается один. Попытки найти поддержку Запада. Организация монашеских общин. Собор 376 г. в Кизике. Василий +1.01.379 г.

Хронология затруднена. По СВ. Писанию: 1) Беседы на псалмы (до епископства 370) нравственное применение для простого народа, аллегор, истор, граммат.- 1том 2) Толкование на первые 16 глав Исаи по стилю и заимствованиям из Евсевия - его авторство отвергается -2том. 3) Беседы на Шестоднев до 370 г - 1том. -9 бесед читанных за неделю простому народу. В. Поста. Влияния «Тимея» Платона о внемирной и вечной Причине, разумность в творении, понимание материи и пространства. Но Демиург не= Б-Творцу, нет учения об идеях. Плотин ок 10 мест из «Эннеад». Космология, география, натурфилософия Аристотеля. Стоики - значение огня, о «логосах».

Догматико-полемические: «Против Евномия» 363-365 гг. 3 первые книги принадлежат ему. О познаваемости Бога. Ум - часть божества => Бога м знать, Бог не личен, если нерожден => не Бог, не изменяемость => передача качеств невозможна. Крайний катафатизм. Проблема имени. 1 книга - нерожденность - св-во Отца, 1 - Сын - Бог, хотя и рожден, 2 - Св. Дух - Бог - 3 том. «Книга о Св. Духе ко св. Амфилохию Иконийскому» Сентябрь 374 - Василием за богослужением изменена доксологическая ф-ла: «слава О через С во СД», он: «слава БО с С и со СД» - Амфилохий возмутился. В конце 375 г. закончен ответ 30 глав, 79 разделов. Третье произведение после Афанасия и Дидима. Ссылка на древность эпиклезы. Богослужебные выражения - аргумент - 3том.

Проповедь на Притч по рукоположении 362 г., Второзак 15, 9; Лк 12, 18 : «разорю житницы моя и созижду новые. «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих» - забота о 2 племянниках. 24 речей (беседы - 4том) (истолкования, похвала муч, к богачам, против пороков, 13-ая о крещении, 9-Бог не источник зла, 24 - о савелианах, ариан, аномеев.

Аскетич труды «Предначертание аскетич», «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»?, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил», много др. Правил.

Литург труды, переписка 365 писем есть к нему и не его, собраны Григорием 38-е к Нисскому разбор сущности и ипостаси.

29. Троическое богословие св. Василия Великого

Не было соответствующей терминологии. Единосущный и ипостась отдавали савелианством. Ориген и Дионисий Александрийский использовали «ипостась» ~ «сущность», но подразумевалось 3 существа и 3 ипостаси. 4 мотива Василия: 1) Оригена через символ Григория Чуд.(тварное - нетварное, рабское - владычественное); 2) Омиусианские предпосылки («подобие по сущности» допускалось при отсутствии различия, ипостась - «отл св-во», особенность; 3) Плотин о «трех начальственных ипостасях», параллели и заимствования, но субординационизм; 4) аристотелева метафизика: общее м. пребывать только в частном, абстрактная природа не сущ-ет (несторианство).

«Против Евномия» и «О св. Духе». Апофатизм: сущность Б. известна только Богу, мы - из творений и дел познаем премудрость и благость. «нерожденность» - не сущность, но бытие Б. Вечность не= безначальности, Сын имеет начало, но вечен. Функции: О. установляет, С. создает, Д. утверждает; основная причина, зиждительная и совершительная. Это не силы, модусы, нет подчиненности и иерархии. Афанасий «Без Слова Отец бессловесен», Василий идет дальше: Сын и Отец, равная взаимообусловленность. Афанасий: сущность принадлежит Отцу и С. => из сущности О. Василий: сущность общее Всем Трем. Афанасий: «ипостась есть сущность». Выбор м\у ипостасью и лицом (persona) - для Василия форма, личина. Василий не отличал сущ-ти от природы - св-ва во внешнем проявлении.