Смекни!
smekni.com

История возникновения христианства, ислама и буддизма (стр. 4 из 6)

В отношении тех, кто упорствовал в своих старых верованиях, проповедовалась новая, определенная линия поведения - их рекомендовалось убивать. Мединские суры преисполнены священной ярости в отношении всех, кто оказывает сопротивление обращению в ислам, и призывов к тому, чтобы сражаться с ними и убивать их: «...сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху» (8, 40).

Если раньше проповедническая активность Мухам­меда и его помощников была направлена против неве­рующих, то теперь она устремлена на самих верующих, чтобы постоянно поддерживать в них воинственный дух и побуждать их всегда стремиться к войне с «много-божниками». В различных текстах однообразно повто­ряется мотив: «Сражайся же на пути Аллаха!» (4, 86);

Разумеется, воинственная активность борьбы за веру питалась не только побуждениями благочестия и ставкой на награду в потусторонней жизни. Верую­щие должны рассчитывать на воздаяние не только после смерти, но и при жизни. Эта награда заключается в военной добыче. Пророк ведет верующих в бой, вдохновляя их той обильной добы­чей, которую они возьмут, ибо «обещал вам Аллах обильную добычу, которую вы возьмете, и ускорил Он вам это...» (48, 19, 20). Имеется в виду не какой-нибудь беспорядочный грабеж — раздел добычи поставлен на организованную почву: «...если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику...» (8, 42).

Сплочение арабов под религиозным знаменем дол­жно было неминуемо нанести сильный удар по родоплеменному делению общества. Составив сплошной массив мусульман, арабы все более отходили от этого деления. Как в Коране, так и особенно в практической деятельности Мухаммеда и его преемников красной нитью проходит стремление к объединению верующих независимо от их национальной и племенной принад­лежности. По той же линии идут и установленные Кораном за­коны, регулировавшие имущественно-правовые отноше­ния между мусульманами. Фигурирующие в Коране законы о праве наследования игнорируют традиционные порядки родового строя, и прежде всего власть стар­шего в роде над младшими. В равных долях наследуют имущество все дети мужского пола независимо от воз­раста; право наследования предоставляется и женщи­нам, хотя и в половинном размере в сравнении с муж­чинами; владелец имущества получает право заве­щать его по своему желанию.

В ходе экономического и социального развития родоплеменное деление постепенно стиралось, уступая место делению по имущественным и классовым призна­кам. Правда, новое деление осуществлялось не по имущественно-классовому, а по вероисповедному признаку. Ислам находил, однако, возможность совместить эти два прин­ципа: участвуя в военных экспедициях, формальным назначением которых было обращение неверных, веру­ющие обогащались за счет военной добычи и незави­симо от своего прежнего имущественного положения занимали позицию в рядах складывавшегося правя­щего класса.

То обстоятельство, что общая внешнеполитическая и военная устремленность всего движения не снимала внутренних социальных противоречий в среде его участ­ников, явилось основой распространения в исламе уже на самой ранней ступени его существования различ­ных ответвлений и сект.

2.4. РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РАННЕГО ИСЛАМА

В момент возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы верований и куль­та ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на первона­чальный характер ислама: доисламские древние веро­вания и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.

Доисламские языческие верования и культы пред­ставляли собой довольно хаотическое соединение эле­ментов фетишизма[7] и тотемизма[8], поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и поли­демонизма.

Перед Мухаммедом и другими деятелями раннего ислама стоял вопрос, что из доисламских языческих ве­рований и культов можно включить в новую религию. После некоторых колебаний был избран путь решитель­ной борьбы с почитанием всех других божеств, кроме курейшитского Аллаха. Коран приводит жалобу Нуха (Ноя) на неких оппонентов, которые уговаривали лю­дей: «Не оставляйте никаких ваших богов, не оставляй­те никак Вадда, и Суву, и Йагуса, и Йауку, и Насра». Жалоба не осталась без последствий: «От прегреше­ний их были они потоплены и введены в огонь» (71, 22—23, 25). Отметим, что первое из указанных имен богов означает мужчину, другое — женщину, осталь­ные три — льва, лошадь и орла.

Из старого культа ислам сохранил то большое зна­чение, которое придавалось в нем паломничеству к свя­тилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каа­бой[9] и Земземом осталась в исламе тем же святым горо­дом, каким она была до него, и тем же местом обще­арабского, а в дальнейшем общемусульманского палом­ничества. В ее пользу был решен и вопрос о кыбле, т. е. о том направлении, к которому должен обращаться правоверный во время молитвы. После короткого пере­рыва, когда Мухаммед в Медине, пытаясь найти общий язык с иудаизмом, установил было кыблу в направле­нии Иерусалима, вопрос был пересмотрен, и с того вре­мени каждый молящийся мусульманин становится ли­цом в направлении Мекки.

Влияние иудаизма на первоначальный ислам было не меньшим, а, может быть, в некотором отношении еще большим, чем влияние древних арабских верований и культов. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Мухам­мед вероятно, встречался с иудеями как в Мекке, так и во время своих путешествий с караванами своей хо­зяйки, потом жены Хадиджи. Их рассказы о содержании Ветхого завета могли остаться в его памяти и в более или менее измененном виде войти потом как в текст Корана, так и в вероучение новой религии. Ветхозавет­ные персонажи Ной — Нух, Авраам — Ибрахим, Мои­сей — Муса заняли в нем место пророков, предшество­вавших Мухаммеду. Нашел свое место в Коране и ряд ветхозаветных легенд и мифов — о сотворении мира, о грехопадении прародителей, об Иосифе и его братьях, о египетском плене и т. д.

Сказалось и влияние христианства, хотя и в мень­шей мере. Иисус Христос под именем Исы занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предше­ственника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизо­ды также нашли отражение в Коране. Но и здесь не обо­шлось без искажений.

Некоторые авторы высказывают предположение, что неиудейское население Медины до поселения там Му­хаммеда исповедовало христианство в одной из его сек­тантских разновидностей, приверженцы которой рас­сматривали Иисуса не как бога, а как человека-проро­ка. Для такой религии переход к исламу должен был быть последовательным шагом, так как в ней ничто не препятствовало учению о том, что вслед за пророком Иисусом появится новый пророк Мухаммед, продол­жающий его дело. Однако достаточных оснований для признания этой концепции не существует.

Влияние христианства на ранний ислам сказалось, но не в представлениях о боге. Для новой религии, прокламировавшей свое воинствующее единобожие, больше подходил ветхозаветный Яхве, чем новозавет­ная Троица. Но учения о близком конце света, о вос­кресении мертвых и страшном суде, конечно, носят на себе следы христианского происхождения.

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА

3.1. ДОСТОВЕРНОЕ И СОМНИТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИИ РАННЕГО БУДДИЗМА

Буддизм возник на территории Индостана в VI в до н. э., явившись, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои пози­ции и фактически исчез. Тем не менее ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н.э.

VII—V вв. до н.э. были периодом сильного религиоз­ного брожения в Индии. На это время приходится воз­никновение и оформление джайнизма[10] и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме в течение второго столетия после смерти Будды, и, помимо того, еще шесть враждебных сект, основанных «лжеучителями» — современниками Будды. Одно это свидетельствует об интенсивности религиозной жизни и тех исканий, которые происходили в этой области в указанный период.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. «Надо признать,— писал француз­ский ученый Е. Сенар,— что в целом легенда Будды изображает не действительную жизнь, хотя бы даже изукрашенную некоторыми выдумками воображения. Она, в самой сущности своей, есть эпическое прослав­ление божества, известного мифологического типа...» На такой же позиции стоял и немецкий исследователь Г. Керн, утверждавший, что «Будда легенды не есть историческая личность, а мифический образ...». В осно­ве мифа о Будде, как считали приверженцы этой точки зрения, лежало олицетворение солнца и перипетий его годового движения по небосводу. Впрочем, указанный выше Сенар в ходе исследований переменил свою точку зрения и впоследствии писал: «Нельзя сомневаться в том, что Будда действительно учил в конце VI в. до н. э.; невозможно сомнение и относительно того, что все главные черты его учения и его легенды быстро за­крепились в том виде, в каком они нам ныне доступны».

Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное сущест­вование основателя буддизма; некоторые из них даже признают Будду первым из числа исторических деятелей Индии, существование которых поддается почти точной датировке. Вероятно, данная точка зрения имеет больше оснований, ибо действительно для ее опровержения не выставлено достаточно серьезных аргументов. Во вся­ком случае реконструкция истории возникновения буд­дизма немногим изменится от положительного или отри­цательного решения вопроса об историчности Будды. Ясно, что духовный облик того человека или тех людей, которые были действительными основателями данного религиозного учения, должен был в общем соответст­вовать тому, каким в легендах предстает Сиддхартха Гаутама.