Смекни!
smekni.com

Христианство – как культурный феномен (стр. 4 из 6)

С отделением «клира» от «мирян» все более усложняется и развивается культ — обряды, богослужение, выполняемые клиром и служащие для укрепления его власти. Христианской богослужение приобретает вид современной православной службы. Примерно с 4 в. в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних религий. Так, «снятой Николай» фактически занял место древнего бога морей и мореходства, появились свитые — покровители скота, земледелия и т. д. Христианский пантеон, уже насчитывавший бога-отца, богиню-мать, бога-сына и духа святого, пополнился теперь многочисленными полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).

В 4 веке резко изменился характер христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь па лоне природы, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выполняют различные хозяйственные работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие церковные общины. В 4 веке настоятели египетских монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разрабатывают не только культовые вопросы, но и наставляют своих подчиненных и различных хозяйственных делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в западных церковных организациях. В руках руководителей церкви монастыри являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в государстве.

В 6 веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии, В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.

Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры. Христианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.

8. Разновидности христианства

8.1. Православие

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

"Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся была. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за нас при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь."

В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.

В девятом - об отношении к церкви.

В десятом - о таинстве Крещения.

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене - о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

8.1.1. Православие на Руси

Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

Чрезвычайно важным этапом в истории православия было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских Архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру Митрополита Московского и всея Руси Епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.