Смекни!
smekni.com

Принятие христианства на Руси (был ли выбор веры?) (стр. 2 из 2)

ность, вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и

развивающегося феодальногто государства. И Владимир I произвёл своего

рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные

верования.

Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир

через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси

языческой идеологии отрицательно сказываеся на росте народонаселения,

на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограни-

чивает его развитие. Оно не давало " использовать" возможности привле-

чения "знающих" иностранных людей, исключало династические браки с со-

седними европейскими государствами, что, в частности, мешало заклю-

чению международных договоров и союзов.

К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла,

что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам

нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить

его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве госу-

дарством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая

бы наилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, цен-

ностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет"

помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.

Принятие христианатва по византийскому, или по римскому,

образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом слу-

чае Русь попадала в "сферу влияния", в зависимость либо от Священной

Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового

положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей неза-

висимое потреаршиство.

Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.

Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Влади-

миру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это бы-

ло непросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских ва-

силевсов - Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры -

принцессы Анны.

Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение кмев-

лян, принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днеп-

ре ( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись "Житие кня-

зя Владимира" ), которая протекала по территории ремесленно-торгового

района Киева - Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( изве-

стная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Влади-

мира, которое он тайно принял в Корсуни ) - пятница, бывшая с древних

времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая

работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения сте-

калось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.

Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -

язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву

районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма -

каменной церкви Богородицы.

3. Распространение христианства в других землях.

В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но

этот процесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение

шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.

Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Влади-

мир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно ска-

зать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианст-

ва. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за-

дачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство

прошло в конце лета - начале осени 990г.

Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружи-

ной. Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне

прибывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насиль-

ственное крещение новгородцев.

Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне

Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова

имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто

пытался обмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после кре-

щения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный

собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен-

ная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образ-

цу старой.

Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-

Клязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского

Владимира. Город, названный своим именем, Владимир "и возлюби, и укра-

си, и почта, яко паче всех градов русских" ( см.: Владимирский летопи-

сец ). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., ох-

ватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют

Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, роди-

чами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе - обшир-

ные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волы-

ни и др.

Главой русской христианской православной церкви был митрополит.

Источники ( Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в "Историю

Росссийскую" ) называют первым митрополитом Михаила.

Заключение.

Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.

Русское христианство отличалось от христианства католического и от

христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского

язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления

- " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога

в трех лицах - Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-

скевы Пятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили

свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в

образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-

ло, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-

славная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-

ли складывающуюся церковную иерархию.

Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и

прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному

развитию русских земель.

Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие

русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая

вовлекла в сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.

Использованная литература.

1. Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.

4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,

1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).

7. Тихомиров М.Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968.