Смекни!
smekni.com

Жизнь и учение Иисуса Христа (стр. 4 из 6)

Идею о необходимости посредников между рядовым верующим и Христом тоже стараются обосновать ссылками на евангелия.

«18 И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (От Матфея 16:18).

Нужно ли понимать это изречение Христа так, что Он создаст Церковь именно на деяниях Петра, на его понимании истины?

Или всё же это следует понимать, как аллегорию? Не на песке «создам Церковь мою», но на камне!

Сравните этот образ с подобным образом, созданным Христом чуть ранее и описанным в том же евангелии:

«24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (От Матфея 7:24).

Здесь Христос использует образ камня, чтобы показать крепость строения верующего, который не только слушает, но и обязательно исполняет Его слова, потому что далее:

«26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (От Матфея 7:26).

Подобный образ создал ещё Ориген, который утверждал, что «камнем является всякий ученик Христов», истинно верующий в Сына Божия (4;стр.39).

Иисус сказал: «23… кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё» (От Иоанна 14:23). Значит, не соблюдающий Его слово Христа не любит. А слово Христа – это заповеди любви, смирения, доброго, дружественного отношения к любому человеку.

Христос говорит: «1 Не судите, да не судимы будете; 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (От Матфея 7:1,2).

Иногда становится странно, как можно превратно истолковать такое ясное и прямое указание! Христос не говорит, что надо осудить тех, например, кто пропагандирует «неправильное» понимание догмата троичности или сжечь на костре, того, кто придерживается «еретического» толкования Нового Завета. Но те, кто не хочет видеть очевидное, ухитряются не видеть.

Христос предупреждает, даже те, кто уверовал на столько, что обрёл способность именем Христа творить многие чудеса, но в то же время недостаточно точно исполняет слово Учителя, могут смело не относить себя к числу спасённых. Ведь сказано же было: «46 Что вы зовёте меня Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (От Луки 6:46).

«22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:22, 23).

Христос ясно высказался о возможности (или невозможности) совмещения служения братской любви со служением обогащению: «21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (От Марка 10:21).

«25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (От Марка 10:25).

«19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (От Матфея 6:19-21).

«24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (От Матфея 6:24).

Христос безжалостно, и не имея на это никакого юридического права изгнал торговцев из храма: «14 И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (От Иоанна 2:14-16).

Стоит напомнить, что в Иерусалимском храме, когда Христос пришёл туда с учениками торговали отнюдь не товарами, обычно приносимыми на рынок, но тем что являлось необходимым для свершения таинства жертвоприношения в храме, то есть товарами, аналогичными по характеру продаваемым в современных православных храмах для церковных таинств. Но и в этом случае на торгующих всё же было излито негодование Иисуса и ярко показана неуместность таких действий в месте молитвы.

Сейчас торговля в храмах процветает и является зачастую основным источником существования клира.

А ведь даже сами церковные организации на вселенском соборе подтвердили своё согласие с запретом Иисуса: “ПРАВИЛО 76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различные снеди поставлять или иные купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творить дома Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом. Посему, если кто будет обличён в реченном преступлении, да будет отлучён» (Шестой вселенский собор).

Церкви, не выполняющие свои собственные постановления, это ли не «царство, разделившееся в себе»?

Впрочем, невыполнение некоторых церковных постановлений, вероятно, может быть названо благом.

В Росси Соборное уложение 1649 года гласит (ст.1): «Буде кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на рождшую его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию или на честный крест, или на святых его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма: и того богохульника обличив, казнити, сжечь». Составители уложения, вероятно, почитали себя достаточно компетентными, чтобы судить, что является хулой на Господа и крест.

И все эти и им подобные правила официально не отменены до сих пор. Православная церковь гордится тем, что ничего не меняет и не отменяет. Эту ситуацию можно воспринять и так, что правила временно не применяются и ждут своего часа!

А меньше чем через 20 лет, после принятия процитированного выше Соборного уложения, многие из тех, кто принимал его, пали его же жертвами. Это случилось, когда патриарх Никон при поддержке царя и царской администрации стал заставлять русский народ принять новую веру с новым, троеперстным крестным знамением. И лютые казни еретиков-старообрядцев стали чем-то само собой разумеющимся, а архиепископ Нижегородский Питирим в книге «Пращица», недоумённо у старообрядцев вопрошал: «Убо как вас не мучити? Коко в заточение не посылати? Како глав не отсекати?»

Сравним приведённые выше высказывания с высказыванием еретика, главы древлеправославной церкви, протопопа Аввакума в его «Житие», написанном в земляной яме: «Чудо, как то в познание не хотят прийти, - огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бе огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но Господем речено ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать» (5).

И зададим себе вопрос: что же от Света и что от тьмы? Где же истинное понимание Иисуса Христа и заповедей Отца Небесного, у православных или у старообрядцев?

Но это же духовенство, восставшее против никоновских реформ, чуть раньше приняло Соборное уложение 1649 года, в котором было узаконено и крепостное право и казни еретиков! Никто ничего не хотел понимать, пока не почувствовал весь ужас своих деяний на себе самом. Да и тогда многие ли поняли, что истинная причина их несчастий в них самих?

Как же всё это могло произойти? Как мы сумели до такой степени извратить смысл простого и понятного учения, что привыкли убивать, даже не вопреки Христу, а якобы во имя Христа?

В рассказе-легенде нашего знаменитого писателя Льва Толстого «Разрушение ада и восстановление его» (6; стр.390-406) дьяволята рассказывают Вельзевулу, как они сумели уничтожить наследие Христа. Когда ад был разрушен Христом, дьяволята увидели вначале, что «люди, живущие по этому учению, были совершенно «счастливы и недоступны нам (слугам Вельзевула)».

Они не сердились друг на друга, не предавались женской прелести и не женились, или женившись, имели одну жену, не имели имущества, всё считали общим достоянием, не защищались силою от нападающих и платили добром за зло. Их жизнь была так хороша, что другие люди всё более и более привлекались к ним.

И вдруг был увиден шанс: “Случилось, что между этими людьми одни считали, что надо обрезываться и не надо есть идоложертвенное, а другие считали, что это не нужно и что можно не обрезываться и есть всё. И я (один из дьяволят) стал внушать и тем и другим, что разногласие это очень важно и что ни той, ни другой стороне никак не надо уступать, так как дело касается служения Богу. И они поверили мне и споры ожесточились”.

И тогда дьяволёнок предложил и тем и другим чудеса в подтверждение их истинности: “Одни говорили, что на них сошли огненные языки, другие говорили, что они видели самого умершего учителя и многое другое… Дело шло хорошо, но я боялся, чтобы они не увидели слишком очевидного обмана, и тогда я выдумал церковь”.

Вельзевулу дьяволёнок так объяснил, что такое церковь: “…люди, признавшие себя церковью, уверяются, что они уже не могут заблуждаться, и потому, какую бы они глупость не сказали, уже не могут от неё отречься. Делается же церковь так: люди уверяют себя и других, что учитель их, Бог, во избежание того, чтобы открытый Им людям закон не был ложно перетолкован, избрал особенных людей, которые одни, они или те, которым они передадут эту влать, могут правильно толковать учение…

Но от чего же церкви перетолковали учение в нашу пользу? – сказал Вельзевул.

А сделали они это по тому, что, признав себя едиными толкователями закона Бога и убедив в этом других, люди эти сделались высшими решителями судеб людей и потому получили высшую власть над ними. Получив же эту власть, они, естественно, большей частью возгордились и развратились и тем вызвали против себя негодование и вражду людей. Для борьбы же со своими врагами они, не имея другого орудия, кроме насилия, стали гнать, казнить, жечь всех, кто не признавал их власти. Так что они сами своим положением были поставлены в необходимость перетолковать учение в таком смысле, что оно оправдывало и их дурную жизнь, и те жестокости, которые они употребляли против своих врагов”.