Смекни!
smekni.com

Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика (стр. 2 из 4)

Параллельно с учением ат-такфир ва-ль-хиджра как ее практическое продолжение провозглашалась идея неминуемости и обязательности вооруженной борьбы с "врагами ислама". Все чаще раздавались призывы к ведению джихада на территории республики. Руководство ИЦКБ планомерно выступало с их осуждением и призвало верующих отказаться от принятия участия в каких-либо военных акциях. Призыв был воспринят серьезно большинством молодых мусульман, которые поддержали позицию ИЦКБ.

В ответ на вылазки экстремистов сотрудники МВД стали проводить по всей республике обыски и аресты. Эти мероприятия проводились с грубыми нарушениями законодательства; милиционеры в масках врывались в мечети, где избивали прихожан, плевались и выражались нецензурной бранью. Издевательства над религиозными чувствами верующих и их избиение продолжались и в отделениях милиции5 . Это было как раз то, чего желали экстремисты. Теперь у них появились основания для обвинения власти в том, что она борется с исламом. Появились у них и потенциальные сторонники в лице пострадавших от действий сотрудников правопорядка. Стали раздаваться призывы "отомстить за убитых братьев и за беззаконие, чинимое МВД". Однако правоохранительные органы республики так и не стали работать избирательно: репрессии против мусульман - здесь обычное дело, а мечети в г. Нальчике закрыты все, за исключением одной - Соборной.

Примечательно, что Муса Мукожев и другие руководители Исламского центра не стали поддаваться эмоциям. Руководство ИЦКБ призвало мусульман бороться за свои права в соответствии с действующим в РФ законодательством и обратилось с заявлением к президенту республики, руководству силовых структур и в прокуратуру. Таким образом, не допустив дальнейших столкновений членов джамаата с властью и выступив перед властями республики в качестве защитника своих сторонников, М. Мукожев сумел значительно укрепить авторитет и свой, и Исламского центра.

В 1999 г. по новому закону должна была произойти перерегистрация ИЦКБ. Центр ее не смог пройти. Конечно, деятельность его не прекратилась. Для придания нового импульса движению, а также окончательного размежевания с Духовным управлением мусульман КБР, которое воспринимало и продолжает воспринимать "новых мусульман" и их структуры как основных своих конкурентов, М. Мукожев и его сторонники решают пойти по пути создания "светских" структур6 .

Свободную нишу они увидели в востоковедении, которое действительно в республике практически не развито. Проявляют большой интерес к проведению полевых исследований ислама в республике и усиленно ищут контактов с ведущими учеными из Москвы и возможности публикаций в научных журналах. Вообще складывается впечатление, что они всячески хотят не допустить своей изоляции и, попутно, широко информировать о своей деятельности, в том числе и научную общественность. Они хотят добиваться объективного освещения состояния дел. Как неотъемлемая часть объективного освещения ими понимается также и учет их взгляда на проблему радикального ислама и его присутствия в республике, в частности. По мнению Мусы Мукожева, главный метод работы созданного им и его сторонниками джамаата - это открытость. Все, что ими делается, делается "открыто, нормально, законно"7 .

ИЦКБ был преобразован в Кабардино-Балкарский институт исламских исследований (КБИИИ), однако и его не удалось зарегистрировать. Директором института стал пришедший относительно недавно в джамаат бывший сотрудник советских спецслужб Руслан Нахушев. Институт существует как общественная организация без образования юридического лица. Однако руководство КБИИИ решило добиваться регистрации через суд. Это еще одна особенность движения "новых мусульман", резко отличающая их от радикальных общин других республик Северного Кавказа. Ни одна из них никогда не вела защиты своих прав в судебных органах, не в последнюю очередь в силу своего радикализма и убежденности в "неправоте кафирских судов России". "Новые мусульмане" Кабардино-Балкарии подчеркивают свое стремление работать в существующем правовом поле, что не только отличает их от других радикальных исламских джамаатов, но и свидетельствует о реальном отсутствии среди их руководства крайних экстремистских взглядов.

Еще одна особенность движения "новых мусульман": отсутствие призывов к установлению исламского государства на территории КБР и Северного Кавказа. В беседе со мной лидер "новых мусульман" М. Мукожев признался, что он и его последователи действительно считают шариат самым совершенным законом и хотели бы жить в справедливом исламском государстве. "Но мы совершенно четко отдаем себе отчет, что ни мы, ни даже наши дети не будем жить в исламском государстве. Построение его - дело весьма и весьма долгое, для этого надо, чтобы население доросло до принятия шариата"8 . Директор КБИИИ Руслан Нахушев в одном из своих интервью отмечал: "Я... за все годы не слышал ни одного высказывания о необходимости отделиться от России, установить "Великий Халифат". Основная масса верующих и особенно верхушка - вменяемая, реально мыслящая сила. Мы прекрасно знаем, что в российских условиях "Халифат" невозможен"9 .

Гонения властей, периодически проводившиеся кампании в 2000, 2003 и 2004 гг. (в 2000 г. Муса Мукожев и Анзор Астемиров были арестованы по подозрению в организации теракта в Пятигорске), а также публикации в СМИ подвигли руководство "новых мусульман" заняться правовым обеспечением своей деятельности. Директор КБИИИ Руслан Нахушев добровольно принял на себя роль адвоката и с тех пор последовательно вел эту работу. Он продолжал переписку с Управлением Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе по поводу задержания и содержания под стражей Мусы Мукожева и Анзора Астемирова после теракта в Пятигорске 8 декабря 2000 г. и последующих терактов на территории Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. Р. Нахушев полон решимости отстаивать в судебной системе честь и достоинство своих соратников через различные иски, в том числе и к газетам, которые, по его мнению, публиковали "клеветнические статьи о Мусе Мукожеве и его сторонниках"10 . Сам по себе этот факт весьма примечателен и свидетельствует о желании "новых мусульман" строить свои взаимоотношения с властью в правовом поле.

Однако власть сегодня, к сожалению, взяла курс на силовое подавление всякой неподконтрольной Духовному управлению мусульман КБР активности в исламском поле республики. После известных атак на Управление наркоконтроля республики в декабре 2004 г. правоохранительные органы устроили настоящие гонения на исламских оппозиционеров. Опасаясь ареста, были вынуждены скрыться практически все руководители джамаата "новых мусульман", а 400 активных членов джамаата недавно обратились с заявлением в адрес президента России В. В. Путина, в котором говорится: "В начале зарождения исламской религии пророк Мухаммад и его сподвижники ради спасения своей жизни и религии совершили хиджру (переселение). Мы согласны на хиджру в любую мусульманскую страну. Мы готовы на переезд в любое европейское государство, где соблюдаются элементарные права человека. Обращаемся к Вам за помощью в организации нашего группового переселения. При положительном решении вопроса списки будут предоставлены дополнительно, так как каждая семья должна решить этот вопрос самостоятельно"11 .

События 13 октября 2005 г. в Нальчике вскрыли перед всеми непосвященными огромные проблемы, которые накопились в республике. Город оказался в огне противостояния двух сил: с одной стороны - молодых мусульман республики, взявшихся за оружие, с другой - правоохранительных сил. Бои в Нальчике показали, что с вытеснением руководства джамаата Кабардино-Балкарии с легального поля сам джамаат практически оказался расколот. Судя по масштабам происшедшего, большинство джамаата все еще придерживается позиции своего лидера Мусы Мукожева, сторонника сохранения мира в республике, недопустимости превращения ее в арену кровавых разборок. В то же время набрали силу экстремистски настроенные молодые люди, стремящиеся мстить милиции за ее методы работы. Увы, шанс не допустить такого развития событий, который был еще реален вплоть до 2003 г., сегодня утерян. 2003 - 2004 гг. стали переломными и самыми трудными для руководства джамаата: скорее всего, уже тогда определенная часть молодежи стала выходить из-под контроля Мукожева, ссылаясь на репрессии. Сегодня самое главное, на мой взгляд, не допустить дальнейшего разложения созданного Мусой Мукожевым джамаата, удержать основную массу "новых мусульман" от насилия и от участия в террористическом подполье. Шанс пока еще есть, однако абсолютно нет никакой уверенности, что он не будет, как и ранее, упущен.

* * *

"Ваххабиты" Северного Кавказа представляют экстремистское крыло. Их идеология содержит много экстремистских положений. Для примера я буду анализировать идеологию и практику ваххабитских общин, распространившихся на территории Дагестана и Ставропольского края (восточные районы). Эти ваххабитские общины не представляли и не представляют собой единый джамаат с единым руководством. Возможно, такая форма существования в виде фактически автономных общин продиктована целями экстремистов. Такие ячейки создают сеть, мало уязвимую для правоохранительных органов: уничтожая отдельные ячейки, власть имеет мало шансов вытравить всю сеть. Это подтверждает пример борьбы с экстремистами в Дагестане и Ставропольском крае: несмотря на то, что там были схвачены или уничтожены наиболее видные лидеры и активисты ваххабитских общин, они продолжают действовать и развивать свою подпольную сеть.