Смекни!
smekni.com

Великий Четверг (стр. 3 из 3)

В современном русском Типиконе накануне Великого Четверга предписано петь малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (ирмос по дважды, с катавасией во всех песнях). С Великого Четверга и до Антипасхи отменяется полунощница в храме. Утреня Великого Четверга начинается в 7-й час ночи (считая от захода солнца, т. е. ок. 1.00; на практике обычно служится с вечера) с обычного начала, двупсалмия и шестопсалмия. После ектении – "Аллилуия" и тропарь "Егда славнии ученицы" (трижды), затем чтение толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (в приходской практике опускается) и утреннее Евангелие (Мф 22. 1–39).

Евангелия утрень первых 4 дней Страстной седмицы – наиболее яркое отличие этих служб в Иерусалимском и Студийском уставах. В рукописях Иерусалимского устава старше XVI в. утреннее Евангелие указывалось редко, нет его и в старопечатных рус. уставах, хотя оно встречается во многих рукописных и старопечатных богослужебных Евангелиях. По своему происхождению оно восходит к древней иерусалимской лекционарной системе (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 61; Жуковская. С. 259–263). После Евангелия следуют Пс 50 и канон прп. Космы Маюмского (ирмосы по дважды, тропари – на 6, с катавасией по каждой песни). По 3-й песни – седален и чтение слова свт. Иоанна Златоуста "О предании Хритове, и о пасце, и о сказании святых таин"; по 6-й – кондак с икосом и Синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула; по 9-й – светилен "Чертог твой" (трижды); есть и хвалитные, и стиховные стихиры. Конец утрени будничный, с тропарем "Егда славнии ученицы". На 1-м часе указаны тропарь пророчества и чтение с прокимнами – те же, что и в Типиконе Великой церкви на тритекти. 3, 6 и 9-й часы и изобразительны без кафизм и Евангелия, "поскору" (в рукописях иногда встречаются особые часы Великого Четверга, со специально подобранными псалмами и проч.– Диаковский. С. 252–255). Вечерня с Литургией свт. Василия Великого должна начинаться в 8-м часу дня (т. е. ок. 14.00; на практике обычно бывает утром); после обычного начала, Пс 103 и ектении, – "Господи, воззвах" со стихирами (на 10; стихиры – те же, что и на утрене). Вход с Евангелием, "Свете тихий" и паремии со своими прокимнами – те же, что и в Типиконе Великой церкви После паремий, начиная с ектении и Трисвятого, совершается Литургия – с теми же особенностями, что и в Евергетидском Типиконе, но "Вечери твоея" поется вместо "Да исполнятся"; указан и задостойник – ирмос 9-й песни канона. Умовение ног происходит после заамвонной молитвы (на практике совершается лишь в кафедральных соборах и некоторых монастырях). Литургия имеет особый отпуст, прославляющий Христа, умывшего ноги ученикам и принявшего смерть за нас (Служебник. Т. 2. С. 477). Повечерие поется малое, с трипеснцем прп. Андрея Критского (Типикон. [Т. 2.] С. 908–912).

Совпадение Великого Четверга с Благовещением Пресв. Богородицы. В этом случае под Великий Четверг служится всенощное бдение, состоящее из великого повечерия (вечерня не входит в состав бдения, т. к. совершается ранее и соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров) с литией и утрени (канон повечерия отменяется). На утрене ради праздника поется "Бог Господь", тропарь праздника дважды, "Слава, и ныне" – тропарь Триоди "Егда славнии ученицы" (оба тропаря употребляются также в конце утрени и на часах). Поскольку кафизмы не стихословятся, полиелей поется сразу после тропарей на "Бог Господь", следуют прокимен и Евангелие праздника (утреннее Евангелие Великого Четверга отменяется). Канон поется на 16 (каждый канон по 8, оба канона с ирмосами) – это один из немногих подобных случаев в совр. Типиконе. Катавасия Триоди, на 9-й песни поются припевы праздника, а к тропарям канона Триоди – припев "Слава тебе, боже наш, слава тебе". Утреня оканчивается по-будничному, на хвалитех стихиры праздника, на стиховне – Триоди. На Литургии свт. Василия Великого – чтения Великого Четверга и праздника, задостойник Великого Четверга (в храме Благовещения – задостойник праздника), вместо херувимской и тропаря во время и после Причащения – "Вечери твоея", по чину Великого Четверга; на трапезе пища с елеем и вином.

Совсем иной порядок служб указан в Типиконе протопсалта Георгия Виолакиса, определяющем совр. греч. приходскую практику: накануне Великого Четверга и Благовещения совершаются 2 вечерни – с Литургией Преждеосвященных Даров и праздничная (с песнопениями и чтениями только Благовещения); на утрене читается Литургийное Евангелие Благовещения, отменяется канон Великого Четверга, поется Великое славословие; совершается не соединяемая с вечерней Литургия свт. Иоанна Златоуста (однако, в Типиконе присутствует ремарка и о совершении Литургии свт. Василия), на которой поются праздничные антифоны Благовещения, но Апостол и Евангелие – Великого Четверга; вечером в Великий Четверг служится вечерня отдания Благовещения (Biolakis. Tupikon. S. 232–234).