Смекни!
smekni.com

Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей (стр. 3 из 5)

Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидарности, терпимости, нейтралитета, а также конфликта и борьбы (религиозный фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании, обычно имеется представление о превосходстве данного направления религии над всеми другими.

г) Религиозные организации

Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных отношений.

Они также складываются культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат).

По мере развития общественного строя, разделения труда, стали возникать определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе с ними и религиозные организации.

Религия разделилась на вероисповедания, последователи определенного вероисповедания составили религиозную общность, а существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.

Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. В христианстве, например, выделяется несколько видов религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и т.д.

Но наибольшее распространение и реальную силу получила, конечно, церковь. Она представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а, скорее, традицией.

3. Понятие свободомыслия

Понятие свободомыслия было введено английским писателем А. Коллинзом[6] в книге «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Коллинз говорит, что «свободно мыслить о религиозных вопросах является долгом всех людей» — мыслить, не оглядываясь на власть, предписания и цензуру церкви, подвергая смелой критике «священные книги», сочинения богословов, религиозные взгляды вообще.

В дальнейшем понятие свободомыслия сближается с понятием вольнодумства и в религиоведении используется в широком плане, начиная с критики тех или иных аспектов религиозного вероучения, обрядов, деятельности религиозных организаций и завершая становлением атеизма, который отрицательно относится ко всем аспектам религии.

Поскольку религия имеет продолжительную историю, свою историю имеет и свободомыслие. Конечно, далеко не все проявления свободомыслия в древние времена, да и ближе к нашему времени дошли до нас. Однако следы раннего свободомыслия видны в некоторых источниках. В определенной мере о свободомыслии можно судить по фольклору, народному искусству. В пословицах и поговорках, сказках и преданиях народ говорил о пороках служителей церкви, даже высказывались сомнения в действенности обращений к небу.

Свободомыслие исторически формировалось как право разума на свободное критическое рассмотрение религии, право на независимое от религии исследование человека и окружающего мира.

Ввиду сложности религии, разнообразия ее форм свободомыслие существует в разных вариантах. К свободомыслию относят так называемый религиозный индифферентизм, т. е. безучастие, безразличное отношение к религии, которое может расцениваться как мировоззренческая пассивность, незрелость, леность мысли.

Шагом вперед является религиозный скептицизм, в котором выражается сомнение в истинности тех или иных религиозных верований. Свободомыслие включает в себя антиклерикализм как осуждение притязаний церкви на светскую власть, доминирование в сфере образования и культуры. Элементы антиклерикализма наблюдались в древности, Средневековье; настроения антиклерикализма ярко выражены в идеологии антифеодальных буржуазных революций. Одной из наиболее ранних форм свободомыслия было богоборчество — осуждение богов за попущение злу и неустройство в мире, хуление святынь, разрушение святилищ и т. п.

К богоборчеству близок религиозный нигилизм, выражающийся в циничном отрицании духовных ценностей вообще. По существу, он направлен и против верований, и против свободомыслия. Это тупиковая ветвь развития культуры.

Наиболее зрелым проявлением свободомыслия являются концепции пантеизма и деизма.

Термин пантеизм был введен в обиход Д. Толандом[7] в 1705 г. Пантеизм сближает Бога и мир, говорит об их единстве, вплоть до тождества. При этом есть два варианта: Бог «растворяется» в природе (натуралистический пантеизм) или природа «растворяется» в Боге (мистический пантеизм). Пантеизм лишает сверхъестественное особого бытия, отдельного от естественного, природы, что противоречит религиозному вероучению.

В Средневековье возникла концепция двойственной истины, которая вошла в общую тенденцию свободомыслия. В этой концепции четко разграничивались истины философии и теологии, каждой отводилось свое место. Однако когда наука стала выходить на передний план в развитии культуры, вытесняя религию, церковники, ранее отвергавшие концепцию двойственности истины, стали ее использовать для защиты от науки, говоря, что у религии есть своя область, не зависимая от развивающейся науки, свои истины, не зависимые от истин науки.

В философии Нового времени становится популярной концепция деизма. Одним из ее первых идеологов был Э. Чербери[8], издавший в 1624 г. «Трактат об истине». Деизм не отрицал существования Бога, но отводил ему роль только первоустроителя, первотолчка, давшего импульс к движению в мире. Деизм был популярен в Англии, к нему примыкали французские просветители, в России — некоторые декабристы. К концу XVIII в. на смену ему в' роли лидера свободомыслия приходит атеизм.

Об атеизме говорили уже в далеком прошлом. Интересно, что в античности атеистами называли людей, которые высказывали сомнения относительно господствующей религии, критиковали ее в пользу другой религии. В этом отношении понятно, почему к атеистам причисляли, например, Сократа. Атеистами называли также тех, кто отрицал существование богов. В современном понимании атеизм — это философски обоснованное свободомыслие, альтернатива богословию. Атеизм — против веры в сверхъестественное, богов, загробное существование и т. д. Атеизм отрицает религию вообще, во всех ее компонентах.

Свободомыслие и религия— противоположные мировоззренческие позиции. И неслучайны многочисленные факты преследования религией свободомыслия, начиная с Древнего мира и до наших дней. И дело не только в мировоззренческой оппозиции. История показывает глубокую связь правящих слоев общества с религией. Они предчувствуют, что критика религии есть первый шаг к критике господствующих социальных порядков. Показательно, например, что Великой французской революции XVIII в. предшествовала борьба свободомыслия и атеизма с богословием и клерикализмом[9].

Гонения на свободомыслие и атеизм порождают обратную реакцию. В XX в. научный атеизм в тоталитарных режимах превращается в воинствующий атеизм, когда подвергаются преследованию религиозные организации.

Но не следует отождествлять воинствующий атеизм в Советском Союзе со свободомыслием и научным атеизмом, отождествлять вульгарное извращение атеизма с подлинным атеизмом. (Здесь можно провести сопоставление: аналогичным образом неправильно отождествлять религию и инквизицию в Средневековье).

4. Свободомыслие и атеизм в х1х-хх вв.

В XIX в. особое внимание религии уделяют представители немецкой философии. В творчестве И. Гёте[10] (1749-1832) обрисован идеал целостного, гармонично развитого человека. Гёте - противник идеализма. Он понимает природу в ее целостности и объективности; человек - ее часть, ее творение. Гете враждебно относился к религиозным догмам и обрядам, презрительно отзывался о церковниках. Г. В. Ф. Гегель [11](1770-1831) в учении об абсолютном духе говорит об искусстве, религии и философии как о ступенях его самопознания. В искусстве дух созерцает себя в чувственных образах, в религии переживает себя в самоуглубленных представлениях, в философии дух мыслит себя в научных понятиях.

Для Гегеля[12] характерен исторический подход к религии. Он подробно рассматривает смену верований - от «народной религии» (языческие верования) к «позитивной» (христианство). В ходе развития религии образ Бога все более очеловечивается, Бог приближается к человеку. Гегель называет христианство абсолютной и бесконечной религией, которая уже не может быть превзойдена. В христианстве произошло примирение Бога и человека, религия достигла самосознания.

На фоне усиления демократического движения в Германии характерно усиление настроений свободомыслия. Группа либерально-протестантских богословов из университета Тюбингена (так называемая тюбингенская школа) ведет исследования по истории раннего христианства. Представители этой школы нашли в книгах Нового Завета многочисленные противоречия, отказывались признавать достоверными евангельские чудеса и т. д.

Из этой школы вышел один из видных младогегельянцев (так называли продолжателей философии Гегеля) Д. Штраус (1808-1870). В книге «Жизнь Иисуса» (1838) Штраус критикует евангельские предания о жизни и деятельности Иисуса Христа, хотя и не отвергает его существования. Штраус пишет: «Существом с определенными, осязаемыми чертами можно назвать лишь Христа верующих, Христа легендарного, и то он остается определенным лишь для тех верующих, которые не отказываются от всех нелепостей и противоречий этого образа. Христос же науки, Христос истории есть лишь проблема, а проблема не может быть объектом веры, не может быть жизненным образцом».

Другой видный представитель младогегельянцев Б. Бауэр (1809-1882), в отличие от Штрауса, отрицал историчность Христа, считал, что ряд евангельских рассказов составлен самими евангелистами. Бауэр утверждал необходимость выяснения исторической и социальной обусловленности христианства.