Смекни!
smekni.com

Подвижнические и гносеологические главы (стр. 10 из 12)

80. Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7). — Сердце иметь во Христе, соблюдать во Христе — такое сердце со всех сторон окружено Господом Христом, всецело живет Им и в Нем: все его чувства возникают, растут и совершенствуются внутри, в Господе; не удаляются от Него и не скитаются вне Его. И постепенно все чувства развиваются в чувства Христовы. Отсюда в них — мир Христов, мир Божий.

Соблюдет сердца ваши и помышления — ta noemata — ваши во Христе Иисусе. Греческое слово noema значит: разум, интеллект, мысль. Помышления во Христе — это святые мысли. Они происходят из разума, освященного Христом. Как освящается разум? Жительством человека в святых евангельских таинствах и в святых евангельских добродетелях. Такое жительство исцеляет разум от его главной болезни — гордо-умия — и исполняет его вечным здравием: смиренномудрием. От освященного разума — святые мысли; от разума во Христе — мысли во Христе. Мы соблюдаем свои мысли во Христе, когда мыслим то, что во Христе (Флп. 2, 5), когда имеем Христовы мысли. Господь Иисус Христос стал человеком, чтобы показать людям, что значит — настоящий человек, что значит — истинная жизнь, истинная мысль, истинный разум. Настоящий человек — это Бого-человеческий человек, истинная жизнь — Бого-человеческая жизнь, истинная мысль — Бого-человеческая мысль. Лишь жительство во Христе соблюдает наши мысли во Христе, преображая каждую мысль — в Христо-мысль, в Бого-мысль. А мысли человеческие и человеческий разум вне Христа, что бывает с ними? — Они слепнут, так что ничего не видят, чтчо следует видеть, и ничего не знают так, как надобно знать. От непринятия Христа, от неверия во Христа слепнут мысли, слепнет и разум неверующих (см.: 2 Кор. 4, 4; 3, 14). И в этой тьме они повреждаются и истлевают, расточаясь и разлагаясь чаще всего в аморальной жизни (см.: Рим. 1, 28—32; 2 Тим. 3, 8; Тит. 1, 15).

81. Так как жизнь христианина — это жительство в Божественной святыни и доброделании, ему необходимо исполнитьсяпознанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном (Кол. 1, 9). Для такого жительства, которое во всем бессмертно, бесконечно и вечно, необходимы бессмертные, бесконечные и вечные силы Божии. Совершенствование в таком жительстве зависит от Бога, дающего силы, и от нас, употребляющих эти силы. Он никому их не навязывает, но дает каждому по его молитве и ревности: по ревности в евангельских подвигах, в творении воли Божией, в исполнении заповедей Божиих. Насколько мы понуждаем себя к евангельской жизни, настолько Господь и дает нам силы к тому, чтобы и самые подвиги стали для нас легкими и радостными, как свидетельствуют нам об этом святые подвижники и все святые.

82. Лишь возвышенная, евангельская премудрость знает всю волю Божию. Ибо для жительства в Боге даруется премудрость от Бога (см.: Иак. 3, 13.17). Так и разум духовный, противоположный чувственному разуму, даруется лишь за жительство в Духе Святом. А в духовном разуме — духовное разумение тайн Божиих (см.: 1 Кор. 2, 7, 10—15). И премудрость Божественная, и разум духовный проистекают от присутствия Духа Святого в душе человеческой (см.: Деян. 6, 3, 10; 1 Кор. 12, 8). И лишь в такой премудрости и в таком разуме пребывает полное познание воли Божией. Христос — Премудрость Божия, Премудрость от Бога (1 Кор. 1, 24, 30). Святой апостол благовествует: Мы проповедуем премудрость, которая в совершенных, т. е. в духоносцах, и мы Духом Святым знаем дарованное нам от Бога (1 Кор. 2, 6, 10, 12). Ибо Дух Святой — это Дух премудрости и откровения (Еф. 1, 17): Он дарует познание о Христе и обо всем Христовом, дарует в полноте познание всей воли Божией (см.: 1 Кор. 12, 3—11).

83. Все сокровищницы Божественной премудрости и духовного разума находятся в святом и соборном разуме Церкви, через посредство которого христиане и приходят к познанию тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 1, 26; 2, 2—3). Они "сокрыты" в этом разуме и открываются лишь живущим святой и соборной жизнью в Церкви, вместе "со всеми святыми" (см.: Еф. 3, 18—19).

84. Со внешними обходитесь благоразумно (букв. "живите мудро". — Примеч. пер.) (Кол. 4, 5), т. е. с нехристианами — говорит святой апостол. Христиане живут мудро, если живут по Евангелию Господа Иисуса Христа, Который есть Премудрость Божия (1 Кор. 1, 24, 30). Вне этого — невежество безумных людей (1 Пет. 2, 15), язычество (неведение Бога), незнание истины о Боге и человеке. Что не от Христа, этой единственной истинной и вечной Премудрости, то — поистине безумие и безрассудство, потому что люди обычно становятся безумными и теряют рассудок от страстей и греха. В своей сущности грех — это главное безумие человеческой души. Грехолюбие — это всегда безумство души пред Богом. Лишь любовь ко Христу и человеколюбие во Христе наполняет душу Божественной премудростью.

85. Лишь жительствуя мудростью во Христе, люди божественно и мудро используют время жизни, данное им от Бога; божественно и мудро искупают время (ср.: Кол. 4, 5). В грехах и страстях мы расточаем данное Богом время, препровождаем его смерти и безумию зла. А время жизни дано нам, чтобы мы им заработали бессмертие и божественную вечность. Оно должно быть введением в вечность. В этом его истинное, Божественное предназначение. Наполняя его бессмертным и вечным, мы его искупаем, выкупаем у всего смертного, тленного, греховного, безумного, бессмысленного. Лишь жительствуя "мудро", т. е. Христом, мы искупаем время; живя любым иным образом, мы им злоупотребляем и прожигаем его. Ибо и время сотворено Богом Словом и для Бога Слова (см.: Ин. 1, 3; Кол. 1, 16). Его логосность и логичность как раз и заключается в том, чтобы оно служило Богу Слову — Господу Христу, чтобы приводило к Нему и передавало Ему все, что имеет и носит в себе. Время дано нам для того, чтобы мы его превратили в вечность, жительствуя "мудро": во Христе и Христом. Своим логосным существом время вошло в Богочеловеческое Тело Христово, Церковь, и здесь обрело свое извечное предназначение и Божественное осуществление. Это особенно происходит в святой литургии, через Святую Евхаристию. С помощью Святых Таинств и святых добродетелей в Церкви время перерабатывается, преображается в вечность. Ибо Церковь — это как бы чудотворная Божественная "мастерская", "кузница времени", в которой временное превращается в вечное, смертное — в бессмертное, тленное — в нетленное.

86. Жизнь на земле имеет происхождение с неба; жизнь человеческая имеет происхождение от Бога. Исконные корни жизни каждого человеческого существа и всех существ вкупе сокрыты в неизмерных глубинах неба и в трисолнечных бесконечностях Трисвятого Божества. Тайна жизни самого малого и самого большого, самого простого и самого сложного существа — в сущности своей свята, небесна, логосна, троична. Пребывая в жизни, каждое живое существо находится тем самым в постоянной связи с Первоисточником жизни, любой жизни — с Богом Словом. Каждое живое существо по-своему переживает и развивает свою логосность, в силу самого своего бытия. Несомненно, человек — это самое сложное существо на земле, поэтому он так сложно и драматично переживает свою жизнь. И когда человек последовательно ищет тайну своей жизни, она его неминуемо уводит в горние небесные мiры, к Богу и всему Божиему.

87. Вся тайна, святая тайна нашей человеческой жизни — не в нас, людях, а в Боге и Господе на небесах. Поэтому Небесный Бог и стал человеком, и явился на земле как Богочеловек Иисус Христос, чтобы объяснить нам тайну жизни и научить нас главной, самой основной истине: о том, что жизнь человеческая, от начала до конца, вся от Бога, в Боге, к Богу, ради Бога. Самым лучшим, самым совершенным и самым очевидным примером тому является сама жизнь Богочеловека Христа. Его жизнь на земле — это жительство всеобъемлющее; ибо в нем каждый человек может найти всю полноту, все совершенство, все бессмертие, всю вечность своей жизни; и через это и в этом — всю ее логосность, логичность, божественность и оправданность. Без Богочеловека Христа человеческая жизнь всегда остается мучительной, болезненной, скорбной; иногда же она предстает как жуткая, свирепая, невыносимая тайна, поглощающая всего человека. Только Им, Богочеловеком, человеческая жизнь побеждает всякую смерть и все смертное — и тем самым уготовляет себе вечную радость и на земле, и на небе. Тогда, только тогда имя ее бессмертию — вечная радость, и ее вечности — вечное блаженство.

88. Христиане знают, как должно жить в этом мiре и повсюду, где обитает человеческое. Они знают это Богочеловеком, Который не только научает их, как должно поступать и угождать Богу (букв. "как должно жить Богом". — Примеч. пер.) (1 Фес. 4, 1), но и дает им Божественные силы действительно жить так, дает им эти силы через Святые Таинства и святые добродетели. Через Святое Крещение мы становимся Христовыми, так как в этом начальном Святом Таинстве полностью облекаемся во Христа (см.: Гал. 3, 27): полностью исполняемся Им и живем Им — совершенным и Всемогущим Богом. А прочие Святые Таинства и святые добродетели все более нас утверждают и совершенствуют в этой Бого-человеческой жизни, так что мы непрестанно растем возрастом Божиим (Кол. 2, 19), пока не возрастем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13), пока полностью не преобразим себя по подобию Христову, пока не изобразится в нас Христос (см.: Гал. 4, 19), то есть пока мы полностью не о-Бого-человечимся, не станем богочеловеками по благодати.