Смекни!
smekni.com

Воздвижение Креста Господня (стр. 2 из 3)

4) История возникновения праздника.

Воздвижение Креста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалось соединено и другое торжество — в честь постройки святым Императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня). Итак, поначалу Воздвижение Креста было одним из важнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал уже к концу IV века одним из трех главных праздников церковного года, являясь одновременно воспоминанием торжества обновления храма Воскресения; в ту эпоху празднование продолжалось восемь дней). Впрочем, само именование праздника Воздвижением впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия — в похвальном слове Кресту кипрского автора Александра Монаха. Затем этот праздник начинает быстро распространятся по всему христианскому Востоку; в то же самое время западная христианская традиция воспринимает его весьма медленно. На христианском Западе праздник Воздвижения Креста Господня впервые отмечается лишь в первой половине VII столетия при папе Гонории I (625-638). Древность современной нам даты празднования Воздвижения Креста — 14 сентября ст. ст. — подтверждается в житии святителя Иоанна Златоуста.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

Древнейшим обычаем праздничного богослужения является особая традиция “воздвижения” креста за богослужением. Само же богослужение, посвященное этому празднику, исторически достигло своей наибольшей торжественности только к XI веку — как это видно из относящегося к тому времени и дошедшего до нас в рукописи Константинопольского устава святой Софии. Эта служба была тогда еще более торжественна, чем мы это можем наблюдать в наших православных храмах теперь.

Обычай соблюдения поста в день Крестовоздвижения впервые появляется в древней иерусалимской христианской традиции (правда, здесь пост соблюдался не только в праздник, но даже и в день его предпразднства).

Канон праздника написан преподобным Косьмой Маюмским в VIII столетии. Из других авторов богослужебных текстов праздника Воздвижения следует назвать: святого Андрея Иерусалимского (VII-VIII века) — три стихиры на литии; святого Иоанна Дамаскина (VIII век) — стихира на стиховне; святого Феофана Начертанного (VIII-IX века) — стихира на литии; Киприана Студита (IX век) — стихира на литии; Анатолия Студита (IX век) — две стихиры на литии; Императора Льва VI Мудрого (IX-X века) — стихира на литии.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Праздник Воздвижения Креста (как и праздники Рождества Христова и Крещения Господня) имеет связанные с ним особые субботы и “недели” (воскресенья) — как предваряющие его, так и последующие за ним. Это — суббота и “неделя” перед Воздвижением, а также суббота и “неделя” по Воздвижении. В эти дни за службой читаются особые — соотносящиеся по смыслу с содержанием праздника — отрывки из Священного Писания.

Крестовоздвижение имеет лишь один день предпразднства, так как всего за два дня до Воздвижения Креста совершается отдание другого двунадесятого торжества — Рождества Пресвятой Богородицы.

День предпразднства Воздвижения имеет еще и свою собственную “самодостаточную” праздничную наполненность — взаимосвязанную непосредственно с самим Крестовоздвижением, и все же несколько отличную от содержания наступающего торжества. 13 сентября ст. ст. принято вспоминать обновление (то есть освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, выстроенного на Голгофском холме святым Императором Константином Великим. В народном сознании этому празднику усвоилось имя “Воскресения словущего” — то есть такого невоскресного — буднего — дня (а чаще всего это торжество, конечно же, приходится именно на будни), в который прославляется Воскресение Христово; таким образом, этот праздник “слывет” воскресеньем, уподобляется ему.

Отдание праздника Воздвижения Креста Господня совершается 21 сентября ст. ст. / 4 октября н. ст.; до этого дня продолжается период его попразднства.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Богослужение праздника Воздвижения Креста обыкновенно совершается в темно-фиолетовых облачениях.

Чинопоследование праздничной службы содержится в месячной Минее — в сентябрьском томе.

Праздничное богослужение “правится”, как обычно, в виде торжественного всенощного бдения. В самый день праздника утром совершается Божественная Литургия.

Главной особенностью праздника является богослужебный обряд выноса и воздвижения креста.

Перед началом всенощного бдения крест полагается в алтаре — на престоле (он торжественно переносится сюда с также расположенного в алтаре жертвенника). Здесь он лежит почти на протяжении всей службы. Обряд выноса креста и его воздвижения совершается в конце всенощного бдения. Архиерей или священник, облаченный в одежды, обыкновенно предназначенные для совершения важнейшего православного таинства — Евхаристии, выносит крест из алтаря через его боковые (северные) двери. Крест покоится на главе несущего его священнослужителя — на украшенном блюде. Он переносится на середину храма и полагается здесь на приготовленном для него основании — аналое. Сразу затем совершается и торжественный обряд воздвижения креста, напоминающий молящимся о подобном ему древнем событии Воздвижения Креста Христова патриархом Макарием и царицей Еленой.

Этот обычай, как правило, совершается в больших соборах (точнее — в соборных храмах). Вот как описывает этот обычай известный русский литургист М. Скабалланович: “архиерей или священник, сделав три земных поклона пред св. крестом и взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается... при стократном пении “Господи помилуй” и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы составлялся из него крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было пять... Пред каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется “Господи помилуй” сто раз, всего следовательно, пятьсот раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на Крест, какое почувствовали очевидцы первого Воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие “Господи помилуй”.

После воздвижения креста совершается обычай поклонения ему и его целования. Вслед за определенным здесь уставом пением праздничного кондака, священнослужитель кладет крест обратно на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. При этом и священник и молящиеся совершают три земных поклона. Затем священнослужители — а вслед за ними и все находящиеся в храме верующие — по очереди целуют крест. В это время хор поет особые стихиры Кресту.

Тропарь праздника Воздвижения Креста: “Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство”. Перевод тропаря: “Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (имение, удел) Твое; даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ”. В России — до революции — в тропаре праздника (также как и в его кондаке) присутствовало моление о царствующем императоре.

Кондак праздника: “Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею православных христиан, победы дая им на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу”. Перевод кондака: “Добровольно взнесшийся на Крест, Христос Бог! Подай милости Твои новому обществу, носящему Твое Имя (то есть христианам), обрадуй Своей силой православных христиан, подавая им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя оружие подающее мир и знамение победы (то есть святой Крест)”.

В стихирах и каноне праздника много говорится о ветхозаветных прообразах Креста, о той победе Христа над смертью, что произошла благодаря святому Древу, а также о том особом благоговейном и радостном поклонении, которого достойно это орудие спасения мира. “Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда”. “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава, и демонов язва”. Повествуется здесь и о самом историческом событии обретения и Воздвижения Креста.

Паремии праздника содержат ветхозаветные пророчества о той спасающей всех верующих Божественной благодатной силе, что может стать доступна и видима всему миру — через Древо Креста.

В первой из них (книга Исход 15:22-27; 16:1) рассказывается о том, как освободившиеся из египетского рабства евреи, странствуя по пустыне, не могли найти питьевой воды; и тогда в месте называемом Мерра, где бил источник с горькой, и потому непригодной для питья, водой, случилось чудо. Вождь евреев Моисей положил в этот источник указанное ему Самим Богом дерево: вода тотчас же сделалась сладкой и чистой. Это дерево, превратившее горькую воду в сладкую, прообразовало собой благодатную силу Христова Креста, обратившего горечь человеческих страданий и смерти в вечную сладость богопричастной жизни искупленного людского рода.