Смекни!
smekni.com

Аравия до ислама (стр. 3 из 3)

Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды

С точки зрения классического ислама кульминационный момент всемирной истории завершен со смертью Пророка. Умма Мухаммадийа, с последних лет жизни Пророка именуемая джамаа, представляла собой сплоченное единство. Это была жизнь общины, формируемая заповедями Корана, создавшая образец праведного существования и выявившая категории, на основании которых мог быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда.

Мухаммед не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем возрасте, а приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во время своей последней болезни Мухаммед поручил Абу Бекру представлять его на общей молитве. Именно в том, чтобы быть представителем Посланника Аллаха – халифат расуль Аллах, – увидел Абу Бекр свою миссию.

Назначение Абу Бекра халифом (букв. «идущий по стопам Пророка») было произведено при помощи выборов и узаконено присягой, принесенной мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда принявшие ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом. Тем не менее это отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству. Меньше чем за год ридда была побеждена, равно как и ересь в лице активизировавшегося после смерти Мухаммеда лжепророка Масламы.

В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб – лжец Масламишка. Этот проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время выдавал себя за святого и имел приверженцев. Когда Мухаммед стал широко известен, Мусейлима посетил его вместе с представителями племени ханифа. В 631 году он написал Мухаммеду напыщенное письмо «от пророка к пророку» с предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед ответил: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину, земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым».

В 633 году халиф Абу Бекр направил против Мусейлимы отряд во главе с Халидом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в этом сражении был убит.

За два года халифата Абу Бекра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии – Оман, Хадрамаут, а также часть Ирака и Сирии. Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую столицу Лахмидов. Одержав победу в «цепном бою», названном так потому, что персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его войско было отправлено на завоевание Сирии.

Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.

Таким образом, очень быстро ислам получил международное распространение и оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран. Тридцатилетнее правление первых четырех халифов – Абу Бекра, Умара ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба – стало периодом обширных арабских завоеваний.

Так случилось, что VII веку для Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки и Испании суждено было стать столетием великих потрясений и перемен. Завоевания арабов-мусульман в VII–VIII веках по всемирно-историческому значению их последствий стоят в одном ряду с походами Александра Македонского и великим переселением народов в Европе. Последствия эти – возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и создание арабо-мусульманской культурно-исторической системы, предопределившей развитие европейской цивилизации.

Начало VII века ознаменовалось ужесточением борьбы между Византией и Сасанидским Ираном. Михаил Сириец писал в своей хронике, что, начиная войну, последний великий шахиншах Ирана Хосров II Парвиз»… хотел овладеть всем Ромейским царством». Одна за другой следовали победы: взятые византийские города Эдесса, Антиохия и Иерусалим, в 617 году завоеван Египет. В 622 году персы захватили остров Родос и осадили Константинополь. Границы Иранской империи Ахменидов фактически были восстановлены. Несметные сокровища стекались в столицу Ирана Ктесифон. В ответ на предложение императора Ираклия о мире Хосров II потребовал от Византии отказаться от христианства и принять зороастризм. Аравия к этому времени находилась почти в кольце владений Сасанидов, а Южная Аравия давно уже была персидской провинцией. Казалось, что окончательная победа Хосрова II над империей Ираклия приведет к автоматическому включению всей Аравии в состав Сасанидской империи. Но в 614 году в Мекке Мухаммед произнес пророчество: «Побеждены румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет» (Коран, 30:1–3) (1). И произошло неожиданное. Император Ираклий осенью 627 года переплыл с войском Черное море и через Армению и Азербайджан стремительно двинулся в самое сердце Иранской империи – на Ктесифон. Священные храмы Гандзака, религиозные святыни Ирана, были разграблены; войска персов, отступая, терпели поражение за поражением. В декабре 627 года Ираклий захватил резиденцию Хосрова II близ Ктесифона и все его сокровища. Сам Хосров II вскоре был свергнут и убит. В сентябре 629 года Ираклий вернулся в Константинополь победителем. А в начале января 630 года Мухаммед вступил в Мекку…

Собственные и завоеванные земли арабов находились во владении мусульманской общины. Государственное строительство осуществлялось на основании Корана и преданий о Пророке. Высшая власть халифа представляла собой неразрывное триединство власти духовной, судебной и военной, как это было установлено Мухаммедом.

Первый халиф Абу Бекр родился в 573 году в Мекке. Он был богатым купцом, пользовался авторитетом справедливого судьи и поэтому к нему часто обращались за советом. Абу Бекр собирал и записывал откровения Пророка. Человек мягкого нрава, он тем не менее обладал твердыми нравственными принципами. Когда Мухаммед умер, первыми словами Абу Бекра, вышедшего к собравшимся в мечети, были: «Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает, что Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Аллах жив и не умрет вовеки!» В историю мусульманства первый халиф вошел как Абу Бекр ас-Сиддик Акбар – «Великий Правдивец», покоритель Сирии. Абу Бекр умер в 634 году в Медине и был похоронен рядом с Пророком.