Смекни!
smekni.com

Библия как культурно-исторический памятник (стр. 2 из 2)

"Центральная доктрина иудаизма, - пишут авторы одного из современных учебников, - вера в единого бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору".

Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского. Приблизительно во второй половине II-го тысячелетия до н.э. наряду с разложением родового строя у части семитских племён на смену распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.

В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других народов (например, арабов) был Авраам – внук Сима (Шема), первого сына ноя. Именно Авраам по пути из Южного Междуречья заключил Завет с Богом (отсюда и Ветхий Завет и Новый Завет – Библия). Древний (Ветхий) договор (Завет) с Богом был заключён на простых и понятных условиях: в обмен на исполнение требования, которое позже в Десяти Заветных Заповедях, дарованных Моисею, записано как "да не будет у тебя других богов перед ликом Моим" Всевышний отдавал Аврааму и "гарантировал" многочисленное потомство.

Несколько веков спустя Завет с Богом, подтверждённый Моисеем, приобретает письменную форму, а затем, по мере исторического развития, в Книгах - Библии …

По условиям нашего реферата нет ни возможности, ни смысла анализировать и оценивать точность соответствия библейских текстов реальным историческим процессам в событиях и лицах. Гораздо важнее отметить: Библия, являясь своеобразным "продуктом" человеческой истории, сложившись, преобразилась в мощнейший фактор, влияющий на ход истории человечества. Можно сколько угодно оспаривать "богодухновенность" библейских текстов, но отрицать единство внутренней логики библейских сюжетов и объективно исторических событий – означало бы быть слепым.

Монотеизм (единобожие), его осознание и признание – решающее завоевание цивилизации; здесь трудно не согласиться с Э.Ж.Ренаном (см. выше). Но важно и не упустить один существенный момент. На него обращают внимание и в научной литературе: "Хотя иудаизм, - пишут авторы Основ религиоведения, - поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассиминации евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля". Поэтому иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание, но с другой стороны, по этой же причине (этническая замкнутость) иудаизма проявляет свою жизнестойкость. Религией единения человечества, выросшей из Библии, стало христианство.

Идея мессианства – грядущего пришествия в мир божьего посланца, призванного установить справедливый и угодный Богу порядок, - одна из центральных в иудаизме, в Новом Завете обретает свою законченную форму. Если в иудаизме, особенно в крайних его формах таких, как фарисейство; выступали за чистоту иудаизма, за соблюдение внешних норм поведения), Мессия придет для того, чтобы освободить иудеев от власти язычников и положить основание Царствия Божия на земле, истинными наследниками которого является богоизбранный народ, т.е. те же иудеи; то в христианстве Мессия – Сын Божий, явившийся для спасения всего человечества.

Именно поэтому христианство стало второй (после буддизма) мировой религией. Третья, самая молодая, мировая религия – ислам, - не смотря на предельно обострившееся в наши дни противостояние иудейскому и христианскому миру, в разное время и не без оснований воспринималась как одна из христианских сект или как основанная на заимствованиях религия. Не без оснований потому, что главная священная Книга мусульман, Коран, в значительной мере посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных, сюжетов и почти на четверть содержит сведения о жизни библейских пророков. Это тема отдельного исследования, но поскольку мы говорим о культурно-историческом значении Библии, не отметить влияние последней на одну из мировых религий, которую исповедует более миллиарда человек было бы ошибкой.

И, наконец, главное: культурно-историческая ценность Библии заключается, прежде всего, в ценности той доктрины, которую она проповедует. Библейское Слово "… провело раздел между духовным и временным и положило основу истинному либерализму и истинной цивилизации". Будучи высоким образцом культуры духовной, Библия удивительным образом влияла на развитие материальной культуры человечества.

Удивительно точно об этом сказал Роман Быкадоров в "Священной истории". В согласии со средневековыми концепциями, ведущая роль в формировании сакральной географии Ойкумены принадлежит святыням. Ветхозаветные религии, вещи, принадлежавшие спасителю, Божьей Матери и Апостолам, мощи святых, главные храмы Константинополя и других христианских столиц, императорские и патриаршие регалии были видимым средоточением духовной жизни. Именно вокруг них, а не вокруг рыночных площадей и зернохранилищ складывались города и государства древности, как бы тенденциозной учености не хотелось опровергнуть это".


Заключение

О Библии как о памятнике истории и культуры, в сущности, говорить нельзя. Памятник – это "сохранившийся предмет культурного прошлого", а Библия – вероисповедная основа живых религий.

Памятником письменности Библия может быть только для атеистов; либо слово "памятник" применительно к Библии должно употребляться с целью подчеркнуть непреходящую культурно-историческую ценность входящих в неё Книг.

В основной части нашего реферата мы намеренно не затрагивали вопросов о происхождении Вселенной, жизни на Земле и человека, хотя их божественное происхождение лежит в основе библейской доктрины. Великий русский философ Вл. Соловьёв писал: "… богословское положение о сотворении мира из ничего, … не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений". Современная наука, изучающая концепции естествознания, пришла к замечательному выводу: "Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснённые на основе Законов природы".

Та же наука относит мировые религии к числу "универсальных, сверхлокальных ценностей", формирующих социокультурную общность, именуемую цивилизацией. И, конечно же, Библии как вероисповедной основе одной из трёх мировых религий принадлежит и одно из главенствующих мест в системе этих ценностей.


Литература

1. Библия. По заказу Казанской епархии.- Казань, 1994.

2. Мень А. Духовная жажда в современном мире. Малая Церковь.- М.: Русский мир, 1992.

3. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. – М.: Политиздат, 1991.

4. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. – М.: Политиздат, 1987.

5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. – М.: Политиздат., 1982.

6. Дьяконов И.М. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Наука., 1973.

7. Богдасаров Р. Священная история народов – Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку русской эсхатологии). В 2 т. С.Пт.: Общество свт. Василия Великого, 1998.

8. Основы религиоведения: Учебник. – М.: Высшая школа., 1998.

9. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

10. Философский словарь Владимира Соловьёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

11. Атеистический словарь, - М.: Политиздат, 1985.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1987.


* Экзегетика (греч. исповедание) – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

1 См. Атеистический словарь, - М.: Политиздат, 1985 – с. 58.

* Иногда вместо названия «Писания» употребляется греческое слово того же значения «Атнографы».

** Библия. По заказу Казанской епархии.- Казань, 1994. – с.1000.

*Масореты – евр. Хранители предания.

**Паралипоменон – греч. «повторение».

*** Вдохновенный или вслушённый Богом.

* Ренан подразумевал под этим «народы, которые говорят или говорили на одном из языков, которые называют