Смекни!
smekni.com

Древнегреческий обряд погребения (стр. 3 из 6)

Представления критян о загробном мире были связаны с идеей о загробном существовании. Покойников снабжали оружием, утварью, возводили погребальные сооружения.

Имущественное неравенство среди населения острова ярко сказывается в погребальном обряде. Во II тыс. до н. э. критяне хоронили своих покойников в небольших могилах разнообразных по форме, предназначавшихся для отдельных семей.

Чаще всего встречаются каменные могилы – прямоугольные в плане склепы, вырезанные в скалах, или цистовые – круглые могилы, куда покойников клали в скорченном положении. Много захоронений найдено в пифосах или керамических гробах, также имевших круглую форму.

Погребальный инвентарь находимый в могилах критской знати очень богат по сравнению могилами широких масс населения. Самые богатые семьи возводили монументальные гробницы из тщательно отесанных плит. Менее состоятельные критяне хоронили покойников в вырубленных в скалах подземных склепах. Обычно там ставили деревянные или глиняные гробы, расписанные многоцветными узорами.

Погребальный ритуал критян изображен очень подробно на глиняном саркофаге из Агиа – Триады расположенном недалеко от Феста. Изображенные на нем сцены представляют погребальное шествие, проводы покойного к усыпальнице. Эта роспись, а также архитектура некоторых погребальных камер на Крите ( могила жреца-царя в Камо, царская гробница в Исопате) указывают на некоторое сходство критян и египтян.

В середине XV в. до н. э. в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что совсем не характерно минойских погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати.

2 Погребальные сооружения Микен

На западном склоне микенского холма, в пределах позднейших микенских укреплений, но, очевидно, за чертой древнейшего поселения и его стен, если таковые вообще существовали, Шелиманом было раскрыто шесть погребений конца XVII- I половины XVI в. до н. э., так называемые шахтовые гробницы. Они представляют собой высеченные в скале погребальные склепы, имеющие форму прямоугольных колодцев. Долгое время шахтовые гробницы считались древнейшими сооружениями микенской эпохи. Однако в 1951-1955 гг. а Микенах, на площадке, огороженной циклопической кладки, было обнаружено и раскопано еще 24 погребения, датируемые XVII-XVI вв. до н. э. По своему типу эти гробницы весьма близки шахтовым гробницам, раскрытым Шлиманом. Каждая из них представляет собой глубокую прямоугольной формы выемку в скальном грунте. Сверху гробницы были закрыты каменными плитами, укрепленными на балках, и засыпанных землёй. При каждом новом погребении могила раскапывалась, сверху опускали нового покойника, останки умершего прежде обычно отодвигались в сторону, чтобы дать место вновь усопшему, после чего могила снова закапывалась.

В насыпях над гробницами были обнаружены гладкие и покрытые спиральным орнаментом и рельефами стелы, своим числом и местоположением совпадающие с числом и местоположением погребенных. Некоторые гробницы содержат по одному скелету, другие- до четырёх. Стелы над мужскими погребениями в середине окруженного спиральным орнаментом пространства содержали изображения самих умерших с оружием и на колесницах. К сожалению, большая часть этих стел очень повреждена, сохранились только фрагменты. На сохранившейся полностью стеле изображена охота на быков, на другой - разбитой на несколько кусков - в обрамлении из спиралей представлена сцена единоборства, по бокам- два вздыбленных льва, т.е. мотив, близкий к рельефу на львиных воротах.

В большинстве шахтовых гробниц погребальный инвентарь отличается относительной скромностью. Зато другие по количеству обнаруженных в них ценностей не могут идти в сравнение ни с одним из погребений, раскрытых на территории античной Греции. В виде примера можно указать хотя бы на одну из гробниц, вскрытых еще Шлиманом (третью), где было найдено до 870 по большей части сделанных из золота предметов, в т. ч. диадемы, цепочки, золотые и серебряные чаши, покрытые рельефами, толстые орнаментированные пластины от ларцов, прекрасной работы мечи и кинжалы, перстни, изделия из слоновой кости, стекла, фаянса, горного хрусталя, алебастровая ваза, многочисленные подвески и золотые бляшки в форме древесных листьев, цветов, бабочек, сфинксов и морских животных, драгоценные камни т.п. Среди находок в большом количестве представлена и разнообразная керамика, часто в виде сосудов, содержащих пищу для умерших,- свидетельство развитого погребального культа.

Подавляющее большинство найденных вещей из метала по стилю и технике весьма близки критским. Влияние Крита на микенскую культуру в данном случае, не может возбудить ни каких сомнений. О многих драгоценностях и металлических сосудах нельзя с точностью сказать, сделаны ли они в Арголиде или вывезены с Крита, настолько сходны они с Критскими изделиями.

Среди многих предметов, по всем признакам сделанных в микенских поселениях, местную работу можно распознать большей частью по сюжетам изображений. В отличие от Крита здесь преобладают мотивы охоты и войны, использовавшихся даже на женских украшениях. Таковы, например, два золотых кольца из четвёртой гробницы, раскрытой Шлиманом. На одном изображении воин, сражающийся с двумя наступающими на него врагами, на другом- сцена охоты: охотник стоит на боевой колеснице и натягивает лук, чтобы попасть в оленя. Трактовка одежды и вооружения на этих изображениях совсем не критские, хотя техническом отношении выполнена в лучшей критской манере.

Говоря о микенских гробницах необходимо отметить, что они остаются единственными памятниками 1650- 1500 гг. до н. э., в яркой форме отражающий начальный период во взаимоотношениях материка с Критом и другими странами. На них полностью базируются представления о ранней микенской культуре, т.к. о других погребениях, памятниках, не известно.

Следующая группа микенских памятников относиться уже ко II половине XVI и к XV вв. до н. э. Это также, прежде всего погребения, но уже несколько иной конструкции. В них погребальная камера имеет прямоугольную, овальную или круглую формы и обыкновенно высекается в мягкой скальной породе, но она уже соединена с поверхностью земли особым длинным и узким ходом, так называемым дромосом. Наличие дромоса чрезвычайно облегчало повторное использование погребальной камеры. Для нового трупоположения достаточно было отвалить плиту, прикрывающее входное отверстие дромоса , тогда как в шахтовых гробницах приходилось в случае повторного погребения каждый раз вскапывать насыпь и разбирать потолок склепа для того, чтобы сверху опустить умершего. Новый тип погребений сохранялся на всём протяжении последующих веков существования микенской культуры в более или менее неизменном виде. Единственное различие между ранними и поздними погребальными камерами заключается в длине дромоса. В погребениях XVI и XV вв. до н. э. его длина обыкновенно не превышает 3-4 м, в более же позднее время она достигает 14 и даже 16 м. Наиболее древние из до сих пор известных погребений этого типа было обнаружено вблизи Микен, а также близь Аргоса. Оба относятся к середине XVI в. и по времени близки к шахтовым гробницам. Поновляющее большинство других известных погребальных камер, разбросанных по всему греческому материку и островам, значительно моложе шахтовых гробниц.

В тех случаях, когда грунт, в котором вырывалась погребальная камера, оказывался слишком мягким, ее стены выкладывались камнем. Это послужило началом для развития ещё одного типа погребений, так называемых купольных гробниц-толосов, существовавших потом параллельно с гробницами-камерами. Существенная особенность этого типа погребений выступает в том случае, когда каменная кладка стен находит продолжение в потолке, принимающем куполообразную форму и укреплённом на слегка выгнутых каменных блоках. Получается выложенный камнем котлован ульеподобной формы с дромосом. Особая дверь из дромоса в погребальное помещение отсутствует, и после каждого нового погребения отверстие, проделанное в стене для того, чтобы внести тело, вновь закладывается и замуровывается камнем. Наиболее ранние из таких гробниц, как, например, две небольшие гробницы близ Микен и несколько аналогичных погребений из других регионов Южной, Средней и Северной Греции, судя по отдельным находкам, восходят ко времени, близкому эпохе существования шахтовых гробниц. В дальнейшем конструкция и отделка купольных гробниц все время совершенствуются. Стены погребальной камеры выкладываются уже не мелким необработанным известняком, но правильной формы каменными (в отдельных случаях даже из паросского мрамора) плитами. Появляется и дверь со специальной притолокой из больших поперечных брусьев, соединяющая тоже уже отделанный камнем дромос с погребальной камерой. Стены и куполообразный потолок покрываются рельефными украшениями. Увеличивается площадь и кубатура всего помещения, в целом достигая в отдельных, уже относительно поздних, гробницах 14,5 м в диаметре и 13,4м в высоту. Наконец, боковая камера гробницы выносится на поверхность земли и её наружные стены из больших каменных блоков с цоколем и крышей украшаются рельефами. Так постепенно вырастает и развевается новая архитектурная форма, получившая распространение на всей территории греческого материка и островов.

Купольные гробницы были обнаружены помимо Микен. Где их насчитывается девять, ещё около Аргоса, в Тиринфе, Вафио, Пилосе, Аттике близ Афин, в Фессалии и ряде других мест. Погребальный инвентарь во всех этих гробницах давно уже оказался расхищенным. Счастливое исключение составляют только купольная гробница в Вафио на территории Лаконики, близ древних Амикл, и гробница в Мидее (Дендре), в центральной части Арголиды. Гробница в Вафио, датируемая началом XV в. до н.э., представляет погребение знатного микенского война. Здесь сохранился богатый погребальный инвентарь: значительное количество различного рода украшений, предметы туалета, богато украшенное оружие и орнаментируемая посуда, предназначенная главным образом для вина. Из всех этих вещей особое внимание обратило на себя железное кольцо. Это первая находка железа крито–микенской эпохи*. Наличие