Смекни!
smekni.com

Ислам (стр. 5 из 5)

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня, даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов, продолжают носить парик. Что касается христианства, то известно, что католические монахини, например, испокон веков покрывали голову.

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен Исламом. Однако он был поддержан Исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею. Целомудрие призвано защитить женщину от посягательств на ее честь. То есть, единственной причиной предписания женщинам покрывать голову и тело является их защита. В отличие от Христианства, покрывало в Исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин.

Смысл хиджаба в Исламе состоит исключительно в защите женщины от посягательств на ее честь. Однако сегодня, по странной иронии судьбы, головной платок или покрывало, считается символом святости, если его носят католические монахини в знак власти мужчины как образа и славы Всевышнего, и то же самое покрывало расценивается как проявление дискриминации и угнетения, если его, лишь с целью защиты, носят мусульманские женщины.

Самоубийство. Всякая человеческая душа сотворена Аллахом и принадлежит Ему, поэтому никто не имеет права нанести вред или попытаться умертвить тело, в котором гостит душа. Самоубийство так же запрещено, как и незаконное убийство другого человека. Люди, совершающие самоубийство, весьма вероятно, были подавлены и озабочены, казалось бы, неразрешимыми проблемами. Однако самоубийство- не выход, ибо мучения, которым самоубийцы подвергались в своей земной жизни, станут совершенно невыносимыми в жизни загробной. Жизнь может быть полна трудностей, страданий и одиночества, но мусульмане приучены воспринимать это как часть выпавшего им испытания, которое они, не теряя веры, должны встречать терпеливо и смиренно.

Аборт. По поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Некоторые мусульмане, выступая на защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, не достигший 16- недельного возраста, душой не обладает и поэтому, в случае крайней необходимости, аборт может быть сделан до истечения этого срока.

Другие же утверждают, что никому не дано знать, чем по сути своей является дух или душа, ибо когда Пророка спросили об этом, Он по велению Аллаха ответил, что знание об этом всецело известно принадлежит только лишь Богу. Следовательно, внутриутробный плод, начиная с самого момента зачатия, наделён уже потенциальной жизнью, а потому его надлежит защищать, предоставив ему все права человеческой жизни.

Обычная практика по контролю над рождаемостью, бытовавшая среди арабов задолго до появления Пророка, состояла в закапывании в песок лицом вниз новорождённых младенцев (главным образом девочек) ещё до того, как они сделают первый свой вдох. Эта практика была полностью запрещена Кораном. Некоторые женщины, полагая, что они вправе распоряжаться собственным телом по личному усмотрению, часто забывают о правах своих ещё не рождённых детей. Коран напоминает таким матерям, что в Судный день эти младенцы спросят их, почему и за что были они лишены жизни.

6. Ислам и искусство

Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Лишь значительно позже, в основном с развитием мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия – символы, как:

1) «джамал» - божественная совершенная красота – это купол мечети;

2) «джадал» - божественное величие – это минареты;

3) «сифат» - божественное имя – письмена на внешних стенах мечети.

В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Коль скоро мир реальный, земной не должен быть изображением как не имеющий первостепенной ценности, а человек – часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре.

В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение, выражающее эстетическое восприятие письма в глубоко прочувствованных эмоциональных терминах. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывают как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке, особенно в любовной лирике сравнение телесных черт с буквами превратилось в стандартный компонент поэтической образности. Более того, и каллиграфия и искусство слова в целом вышли за рамки строгой догматики ислама в мире человеческих чувств и человеческой жизни. Человек в искусстве ислама живет скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

В особенно сложной ситуации ислам оказался в условиях современной культурной жизни. Например, развитие кинематографа и его проникновение в мусульманские страны поставило перед ним ряд проблем. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до наших дней существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте, где художественное кино возникло в 20-х гг., нельзя ставить фильмы об основателе ислама Мухаммеде, его родственниках и праведных халифах. Пресекаются всячески попытки создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда и о раннем исламе.

Эти процессы говорят о том, что искусство (даже его современные виды) необходимы исламу и сегодня. От столкновения двух феноменов возникает нечто новое.

Заключение

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак – Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

Список использованной литературы

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

3. Рукайа Максуд Ислам. – М., Торговый дом «Гранд», 2002.

4. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 464 с.