Смекни!
smekni.com

История старчества Оптиной пустыни (стр. 3 из 7)

Преподобный Лев предвидел свою кончину. В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Таин. Преставился преподобный Лев 11/24 октября 1841 года.

Мощи старца были обретены 27 июня /10 июля 1998 года вместе с мощами других шести Оптинских старцев и в настоящее время пребывают на солее храма-усыпальницы Владимирской иконы Божией Матери напротив мощей его ученика преподобного старца Макария.

§ 2. Оптинский старец Амвросий

Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру – Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны. Перед рождением младенца к деду его, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница, Мария Николаевна, была переведена в баню. 23 ноября в доме о. Феодора была большая суматоха, - и в доме был народ, и перед домом толпился народ. В этот день, 23 ноября родился Александр - будущий старец Оптиной пустыни - преподобный Амвросий Оптинский[6]. У Михаила Федоровича было восемь человек детей: четыре сына и четыре дочери; Александр Михайлович был шестым из них.

В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, часослову и псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, т.к. воспитывался в строго церковной и религиозной среде.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь учеба давалась ему легко.[7] Во время тяжелой болезни он дал обет оставить мир и уйти в монастырь.

Однако в 1836 г., с отличием окончив семинарию, Александр Гренков занялся преподавательской деятельностью, сначала в качестве домашнего учителя, а с 1838 г. — в должности преподавателя греческого языка Липецкого духовного училища.

Летом 1839 г. он вместе со своим другом Павлом Покровским посетил в Троекурове известного затворника старца Иллариона Мефодьевича Фокина, который благословил его на поступление в Свято-Введенскую Оптину пустынь.

Тем же летом друзья посетили Свято-Троицкую Сергееву лавру с целью испросить благословения на иноческий путь у игумена Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Побывали они и в Хотьковском женском монастыре, где Александр Михайлович долго беседовал со старицей Марфой, жившей в затворе.[8]

Только в октябре 1839 г. он тайно, не предупредив начальство, буквально бежал из мира в Оптину пустынь. Знал об этом лишь его ближайший друг Павел Покровский, впоследствии также принявший пострижение в Оптиной пустыни с именем Платона.

Оптинский старец Лев (Наголкин) принял липецкого учителя и благословил его остаться в обители. 2 апреля 1840 г. консисторским указом Александр Гренков был зачислен в число оптинской братии.

Первое время Александр Михайлович нес послушание на кухне. В 1841 г. его определили келейником к старцу Льву, который перед своей кончиной, последовавшей в том же году, передал его старцу Макарию (Иванову).

Летом 1841 г. послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 г. — в мантию и наречен Амвросием во имя святителя Амвросия Медиоланского (память 7 декабря).

2 февраля 1843 г. он был рукоположен в диакона, 9 декабря 1845 г. в иеромонаха, но уже 29 марта 1846 г. вследствие тяжелой болезни, продолжавшейся до лета 1848 г., был исключен из штата Оптиной пустыни и оставлен на ее призрении.

После своего выздоровления (далеко не полного) отец Амвросий, постриженный во время своей болезни в схиму, помогал старцу Макарию в духовном окормлении монастырской братии, а также монашествующих и мирян, приходивших и приезжавших в Оптину пустынь.

В эти же годы иеросхимонах Амвросий принимал участие и в подготовке ряда оптинских изданий. Им, в частности, был выполнен перевод «Лествицы» преподобного Иоанна (М., 1862).

В дальнейшем преподобный Амвросий Оптинский продолжал издательское дело, начатое старцем Макарием при поддержке Киреевских и скитской братии.

7 сентября 1860 г. второй великий оптинский старец иеросхимонах Макарий скончался. С этого времени начинается открытое всему миру старческое служение преподобного Амвросия, продолжавшееся более тридцати лет.

Многое пришлось претерпеть старцу и его помощницам, но уже 1 октября 1884 г. состоялось освящение храма и торжественное открытие Шамординской Казанской женской общины.

Преподобный Амвросий часто приезжал в эту новоустроенную обитель, советом помогая насельницам в их домостроительной деятельности и, главное, духовно окормляя шамординских монахинь.

Здесь в Шамордине 10 октября 1891 г. и завершил свой земной путь преподобный старец Амвросий. Тело его перенесли в Оптину пустынь и там предали земле у Введенского собора, рядом с могилками других великих оптинских старцев.

После своей кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России и за ее пределами, исцеляя больных, помогая страждущим, наставляя их на путь спасения. Память о великом оптинском старце хранилась и хранится русским народом.

В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 27 июня (10 июля) и 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители.[9]

§3. Преподобный Макарий, старец Оптинский

Преподобный старец Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в семье дворян Орловской губернии Дмитровского уезда и был назван Михаилом в честь святого благоверного князя Михаила Тверского.

В семье, кроме Михаила, было три брата: Алексей, Павел, Петр и сестра Варвара. Но именно к старшему, Михаилу, мать их, женщина богобоязненная и смиренная, питала особую любовь и часто говорила: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное». Поведение Михаила с самого детства было и впрямь необычным: в отличие от своих братьев и сверстников, мальчик был тих, кроток и молчалив. Питая сильную привязанность к матери, он почти не отходил от нее, как бы предчувствуя, что недолго ему оставалось быть с ней: когда мальчику было девять лет, Елизавета Алексеевна скончалась от чахотки. Жили они тогда в окрестностях города Калуги, близ Лаврентьева монастыря. Похоронив жену, Николай Михайлович переехал с детьми сначала в село Щепятино Дмитровского уезда, а затем в город Карачев Орловской губернии, где жила его сестра Дарья Михайловна, которая и взяла на себя воспитание осиротевших племянников. Здесь же, в Карачеве, Михаил получил школьное образование.[10]

Четырнадцати лет от роду вынужден был он в силу обстоятельств поступить бухгалтером в Льговское уездное казначейство. В отправлении этой трудной для своего возраста должности юноша проявил большое усердие. Отличаясь точностью исполнения возложенных на него обязанностей, он обратил на себя особое внимание губернского начальства и уже через три года получил назначение на должность начальника стола счетной экспедиции в Курске..

Смерть отца, последовавшая 17 марта 1806 года, изменила ход жизни Михаила. На семейном совете было решено, что имение в Орловской губернии должно полностью перейти к нему, а денежные средства — братьям. В том же году Михаил вышел в отставку в чине губернского секретаря и переехал в Орловское имение.

6 октября 1810 года Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь Орловской епархии, находившуюся в 40 верстах от имения, в уединенной местности, окруженной со всех сторон лесами. Монастырь и сами иноки произвели на Михаила столь сильное впечатление, что он решил домой не возвращаться. Из монастыря уведомил он братьев о своем решении покинуть мир. Принадлежащее ему имение отписал в их пользу, поставив лишь условием из вырученных от продажи денег тысячу рублей употребить на строительство каменной церкви в селе Турищеве, где был похоронен отец.

16 ноября 1810 года Михаил был принят настоятелем отцом Иоанникием в Площанскую пустынь, а 24 декабря того же года пострижен в рясофор и наречен Мелхиседеком.

С ревностью о Боге и усердием исполнял юный подвижник возложенное на него послушание письмоводителя обители, посещал все уставные церковные службы, ревностно совершал келейное монашеское правило. Кроме того, выполнял он также обязанности ризничего, чтеца, пел на клиросе.

7 марта 1815 года, после пятилетнего искуса, отец Мелхиседек был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь преподобного Макария Египетского; 12 марта того же года рукоположен Преосвященным Досифеем, епископом Орловским и Севским, в сан иеродиакона, а спустя два года — в сан иеромонаха.[11]

В том же 1815 году в Площанскую пустынь переселился сподвижник Паисия Величковского схимонах Афанасий. Его личный пример духовной жизни и, прежде всего, опыт духовной брани и молитвы Иисусовой сразу привлекли к себе сердце и помыслы молодого иеродиакона Макария.

Научившись уставному письму, отец Макарий по благословению старца Афанасия принялся за чтение и переписку творений святых отцов.

Важными событиями в духовном становлении преподобного Макария в период его подвижнической жизни в Площанской пустыни стали паломничества к Киево-Печерским угодникам в 1814 и 1819 годах, а также в Ростов в 1824 году для поклонения мощам святителя Димитрия, почитаемого им наряду со святителем Тихоном Задонским. По дороге в Киев посетил отец Макарий и Глинскую пустынь, где познакомился с ее игуменом старцем Филаретом, одним из преемников опыта умного делания преподобного Паисия Величковского. А во время поездки в Ростов отец Макарий впервые посетил Оптину Пустынь.