Смекни!
smekni.com

Католическая церковь в современном мире (стр. 3 из 3)

Объединенная Европа, подчеркивал папа, не изолируется от остальных народов, а придет к ним с помощью, как она это делала на протяжении всей своей истории.


Глава 3.

Ватикан между культурой и политикой.

Культура современного мира трактуется церковью крайне пессимистически. Настойчиво создается и внедряется в массовое сознание апокалипсическое видение современного мира и его культуры. Начиная с нагнетания «ужасов» современной цивилизации и живописания драматических перспектив развития человечества в первой энциклике Иоанна Павла II»Искупитель человека»1979г., вплоть до его последних выступлений по проблемам культуры и современного общественного развития проводится идея о всеобщем характере кризиса человеческой цивилизации.[8]Эта идея стала фундаментом социально-политической доктрины католицизма и служит обоснованием необходимости нового обращения к христианству как к основе духовного обновления мира.

На торжествах по случаю внеочередного юбилейного 1983 г. искупления Иоанн Павел II выступил со своим анализом кризиса человека и кризиса культуры. Современное общество подчеркнул он, пытается навязать человеку серию ложных императивов: вместо примата истины- примат действия, вместо примата воспитания – примат моды. Но человек должен знать тотальное значение своей жизни, ибо он стремится к унифицирующему принципу реальности, то есть к истине. Только так он может достичь зрелости и ответственно действовать в истории.

Существует христианская культура, и не бойтесь утверждать это!- говорит Иоанн Павел II.[9] Такова концепция диалога церкви с современной культурой. Она призывает не смотреть на нее с подозрением, мечтая о возвращении прошлого, но предпринять мощное интеллектуальное усилие, чтобы ввести христианскую веру в современную культуру. Отношение католицизма к современной культуре не ограничивается рамками диалога. Наше время, утверждает церковь, это один из тех темных и трагических моментов в истории человечества, когда, несмотря на продвижение процесса секуляризации, многие разочарованные в других идеологиях вновь обращаются с надеждой к христианству. Культура находится в глубоком кризисе. Церковь берет на себя ответственность за создание «альтернативной культуры» как «глобального предложения более истинных ценностей и нового стиля жизни. Прежние идеалы – отечество, семья, свобода, прогресс – сошли со сцены, а новые – демократия, революция, справедливость, мир – потеряли свою привлекательность в самой современной действительности, которая извращает их или показывает их утопический характер. Культ потребительства, экологический кризис, гонка вооружений, пропасть между богатыми и бедными странами, манипулирование сознанием человека, кризис моральных ценностей – так описываются церковью основные тенденции развития современной культуры. Ей должна быть противопоставлена новая культура, новая система ценностей, новый способ мыслить, новый стиль жизни. Для этого необходимо интеллектуальное и моральное обращение, которое позволит людям взять свою судьбу в свои руки. Церковь спешит оказать «ценное содействие» этому обращению.[10]

Новая стратегия Ватикана, направленная на достижение высшей идеологической позиции для церкви опиралась на две католические организации – «Божье дело» и «Единение и освобождение». Последняя была создана в начале 50-х годов. Задача, которая тогда была поставлена – «воспитывать гармонических людей, которые жили в точном соответствии с идеалами христианства». Что касается культуры, то, хотя организация отрицала свою приверженность средневековью, фактически все, начинающееся с эпохи Просвещения, презрительно сбрасывается со счетов и объявляется «интеллектуализмом».

В конце 70- начале 80-х годов «Единение и освобождение» выступает во второй своей ипостаси – «Народное движение». В это время появляются чисто политические претензии, фактически выдвинуто нечто вроде альтернативы христианско-демократической партии. Основной тезис – надо создать культуру, отвечавшую требованиям времени, а «культура порождает или, во всяком случае, может породить политику».[11]

Благосклонное отношение Иоанна Павла II к этому движению проявилось с начала его понтификата. Он использует его массовую базу для проведения своей политики в массы верующих.

Отношение Ватикана к светской культуре авторитарное. В своем выступление в 1980 г., во время праздника пасхи в Турине, Иоанн Павел II использовал пасхальные сюжеты, чтобы рассказать о страхе, которым были объяты ученики Христа после его распятия. «Разве страх, которым охвачены современные люди, не порожден так же, в самых своих глубоких корнях, смертью бога?».[12] Ответ на этот вопрос такой: только Христос, только религия могут принести человечеству спасение от всех бед и грядущих катастроф. Выступление папы было воспринято как вызов современной светской культуре.


Заключение.

Для католической церкви начало XX века прошло под знаком углубления процесса освобождения практических сфер общественно-политической жизни от прямого воздействия религии.

Современные условия требовали от церквей неординарных усилий, поскольку развивающийся на фоне кризиса веры во всемогущество человека феномен новой религиозности сопровождался углубляющимся кризисом институциональных церквей. Об этом свидетельствовали пустые храмы и семинарии в большинстве западноевропейских стран. Ситуация требовала не только нетрадиционных и современных форм борьбы католической церкви за выживание, но и незаурядной личности. Такой личностью и стал папа Иоанн Павел II.

Избранный в период серьезного ухудшения отношений между Западом и Востоком папа поставил во главу угла своей доктринальной о политической деятельности борьбу человечества за мир. Папа не оставил никакого сомнения в том, что своей задачей он ставит превращение Ватикана в духовный центр мира и человечества. Период пантификата Иоанна Павла II стал временем поиска новых форм воздействия на массы и очередной попытки модификации позиций Ватикана по вопросам мира, объединенной Европы и современной культуры.


Список литературы.

1.Папство в современном мире. М. 1989.

2.Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М. Политиздат.1989.


[1] Папство в современном мире. М.1989. С. 15.

[2] Папство в современном мире. М.1989. С.18

[3] Папство в современном мире. М.1989. С.18

[4] Там же. С. 19.

[5] Папство в современном мире. М.1989. С.25

[6] Папство в современном мире. М.1989. С. 42

[7] Папство в современном мире. М.1989. С. 65

[8] Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М. :Политиздат. 1989. С. 273.

[9] Там же. С. 275.

[10] Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М. :Политиздат. 1989. С. 275.

[11] Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М. :Политиздат. 1989. С. 278.

[12] Там же. С. 281.