Смекни!
smekni.com

Наука и мифология (стр. 2 из 2)

Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену приходят другие мифы, связанные с верой во всесилие политике или в оккультные учения, в «пришельцев» или в «скрытые» возможные человеческой психики. Общая характеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких то элементов внешнего мира, и общие идеи. В мифологическом сознании эмоциональная сфера не отделена от рефлексивной, поэтому происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов. В мифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с материальным и вещным, а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.

Мифологическое сознание по-своему организует противоречивую действительность.

Мифологические сюжеты строятся на противопоставленном оппозиционном: вверх – низ, левый – правый, близкий – далекий, внутренний – внешний, большой – маленький, теплый – холодный, сухой – мокрый, светлый – темный и т.д. Эти оппозиции объективируются пространственно-временных элементов (небо – земля, земля – подземный мир, север – юг, запад – восток, день – ночь, зима – лето, солнце – луна), в социальных отношениях (свой – чужой, мужской – женский, старший – младший, низкий – высокий), в соотношении социального и природного (человек – космос, дом – лес, селение – пустыня), в жизненных антиномиях (жизнь – смерть, счастье – несчастье, удовольствие – страдание). Миф возникает через непосредственное внимание человека в мир, дополняемое субъективным воображением. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Миф актуализирует мир значений, предавая их соучастника человеческой деятельности. Мифологические боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает в контаминациях (смешение).

Сравнительная мифология

Интерес к мифологии усиливается в новое время в связи с открытием Америки. В XVIII в. французский миссионер Ж.Ф. Лафито стал одним из первых исследователей быта североамериканских индейцев. Это дало возможность сравнить мифы народов живущих в различных частях света. Содержание мифов уже не воспринималось как что-то случайное. Все чаще внимание привлекало похожесть мифов, закономерный характер их возникновение в древности. Глубоко исследовал мифологию итальянский философ Дж. Вико. В соответствии со своей концепцией история, о которой мы уже говорили, он рассматривал мифы как «божественную поэзию» и сравнивая ее с детским соотношением психики. Его философия мифа содержала в себе начало почти всех последующих направлений в изучении мифологии. В отечественной науке общекультурное значение мифов исследуется давно. Особое значение имеет связь мифологии и истории. Отмечается повторяемость событий, выступающая основой их мифологического истолкования, а также научного познания. В некоторых случаях мифология может рассматриваться как первое приближение к первобытной науке. В мифологических преданиях иногда говорят о событии, которое «снова происходит».

Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.

Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются.

Идеология - это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступало мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.


Заключение

Методический замысел реферата состоит в том, чтобы в этом виде показать путь образования «науки и мифологии».

Структурно данный раздел включает две главы: первая глава это « Наука», а вторая «Мифология». Кроме того, эта глава позволяет раскрыть определенное слово, без которой немыслимо понимание.

На материале первой главы я познакомилась с зарождением общественной науки, а на материале второй главы – она представляется, как мифологии отражались древнейшие представления.

В данном случае я имею возможность опираться на получение мной в сведение о своеобразии мифа как способа, отражения реальности, не совпадающего с наукой и вместе с тем, содержащего как бы сведения, не противоречащие науки.

Наука начинает доказывать все возрастающие влияния на жизнь общества.

В Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. На рубеже XIX –XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории, исследовательские центры.

Роль мифологии для человека: мифы повествуют о событиях, которые когда-то были, когда-то произошли. Мифы обладали свойством диахронии, смены времени, о которой повествовалось. Но миф – не история, которая когда-то произошла и стала всего лишь прошлым. Для мифологического сознания, события мифа – настоящая, действительная события, которые происходят и существуют всегда. Миф обладал свойством синхронии, т.е события в мифе происходят сейчас, поскольку они являются содержанием мифотворческого сознания. Поэтому события в мифе переживались как реальные, происходившие с самим человеком. Человек жил событиями мифа, и они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. В жизни древних людей не только сами обряды, песни или танцы были посвящены мифическим событиям, но и изобретение обрядов, песен или музыкальных инструментов приписывалось героям мифов.

Является характерным свойство именно мифологического мышления.

Ведь есть ответственная свобода, и есть принципиально отличная от нее свобода безответственности, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.


Литература

1. Бэкон Ф. Энциклопедия. – М. 1987

2. Иванов В.В. Философский энциклопедический словарь. – Санкт-П.,1882

3. Иванов В.В. Культура антропологии и история культуры.- М.,1883

4. Малитинский Е.М. Энциклопедия. – М. 1990

5. Топоров В.Н. Семиотика и общая теория мифа.- Минск, 1881

6. ТокаревС.А. Энциклопедический словарь. – М.,1886