Смекни!
smekni.com

Прокурор в уголовном процессе (стр. 4 из 5)

Участие государственного обвинителя при поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции регламентируется в ст. 293 УПК:

1. По всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела обязательно (это положение также дублируется в ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором). И так по подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.

2. По сложным и многоэпизодным уголовным делам государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.

3. При неявке государственного обвинителя суд откладывает судебное разбирательство. О неявке государственного обвинителя суд сообщает вышестоящему прокурору.

4. В случае невозможности участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела допускается его замена, не препятствующая дальнейшему рассмотрению дела. Вновь вступившему в дело государственному обвинителю должно быть предоставлено время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве.

5. Государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания.

6. Государственный обвинитель предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов.

7. Поддерживая обвинение, государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела. Государственный обвинитель может изменить обвинение в случае и порядке, предусмотренных частью второй статьи 301 настоящего Кодекса, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве (В теории уголовного процесса считается, что прокурор обязан отказаться от обвинения, если:

• не установлено событие преступления;

• в деянии подсудимого нет состава преступления;

• не доказано участие подсудимого в совершении преступления.

Однако есть мнение, согласно которому к основаниям отказа от обвинения следует относить не только случаи выявления обстоятельств, исключающих производство по делу, но и основания освобождения обвиняемого от уголовной ответственности с применением к нему мер административного воздействия. Помимо этого необходимо отметить, что прокурор может отказаться от государственного обвинения в виду малозначительности деяния (ч.4. ст. 11 УК Республики Беларусь)).

8. В случае отказа государственного обвинителя от обвинения, если от обвинения отказались также потерпевший, гражданский истец или их представители, суд своим определением (постановлением) прекращает производство по уголовному делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 настоящего Кодекса. Если потерпевший, гражданский истец или их представители настаивают на обвинении, суд продолжает разбирательство и разрешает уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом. Государственный обвинитель в этом случае освобождается от дальнейшего участия в судебном разбирательстве, а обвинение поддерживают потерпевший, гражданский истец или их представители. Потерпевшему или гражданскому истцу по их ходатайству суд должен предоставить время для приглашения представителя.

Согласно п. 18. Постановлению Пленума Верховного Суда № 6 от 26.09.2002 г. судам надлежит учитывать, что стороны обвинения, наряду с государственным обвинителем, представляет в судебном заседании также и потерпевший. Поэтому при отказе государственного обвинителя от обвинения (полностью или частично) суду надлежит тщательно выяснить отношение потерпевшего, его представителя к обвинению и разъяснить им в соответствии с ч. 3 ст. 28 и ст. 51 УПК право самостоятельно поддерживать обвинение в качестве частного обвинителя [18, C. 223].

9. По делам частного обвинения в судебном разбирательстве обвинение поддерживают лица, указанные в статье 51 и части четвертой статьи 428 настоящего Кодекса.

Однако следует обратить внимание на то, что по делам частного обвинения в судебном разбирательстве обвинение может поддерживать и государственный обвинитель, если он возбудил уголовное дело о преступлениях, указанных в ч.2. и ч.4. ст.26 УПК, без заявления лица, пострадавшего от преступления в случае если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства дознания или предварительного следствия. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного расследования прекращению не подлежит [2].

Помимо этого прокурор вправе в любой момент вступить в судебное разбирательство дела о преступлениях, указанных в ч.2 ст.26, и поддерживать обвинение в суде, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов. В этом случае производство по уголовному делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе судебного разбирательства прекращению не подлежит.

На наш взгляд название ст. 293 УПК не в полной мере отражает её содержание, статья носит название «участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве» и в то же время регламентирует обвинение в суде первой инстанции в целом. Помимо этого статья носит отсылочный характер и в ч.8. и ч.9. ст. 293 УПК раскрывается весь массив частного обвинения по делам частного, частно-публичного и публичного обвинения. Это не в полной мере соответствует общеправовому принципу доступности и целесообразно использовать название статьи «обвинение в судебном разбирательстве в суде первой инстанции».

Прокурор в судебном заседании обязан реагировать на нарушения законности, и для этого он наделён правом:

1) заявлять отводы и ходатайства;

2) высказывать мнение по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действий другой стороны;

3) возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего;

4) требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия.

Прокурор в подготовительной части судебного заседанияучаствует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующих в деле лиц [20, C. 220].

В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляемым участниками процесса ходатайствам, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствие кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей его предшествующей и последующей деятельностью. Заключение дается в устной форме, основное его содержание заносится в протокол судебного заседания

В рамках состязательного процесса роль прокурора состоит не только в надзоре за законностью и соблюдением прав и свобод личности, но и в «обеспечении достижения неотвратимости наказания за совершенное преступление». Сейчас, когда в обязанности суда не входит доказывание вины обвиняемого, государственное обвинение становится одним из важнейших и, главное, значительным звеном в работе по изобличению правонарушителя и привлечению его к ответственности [5, C. 28].

В отличие от УПК 1960 г. государственный обвинитель не только участвует в исследовании доказательств, но и оглашает обвинение и представляет доказательства. Государственный обвинитель вправе излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, но не дает заключений [17, C. 48].

Деятельность прокурора в судебном разбирательстве заканчивается речью государственного обвинителя. Независимо оттого, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Юридическая доктрина разработала примерную структуру обвинительной речи: 1) социально-общественная оценка преступления; 2) анализ и оценка доказательств; 3) предложения о мерах по предупреждению преступлений; 4) юридическая оценка преступления; 5) характеристика личности подсудимого; 6) предложения о мере наказания; 7) соображения о возмещении материального ущерба; 8) определение судьбы вещественных доказательств [18, C. 540].