Смекни!
smekni.com

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше (стр. 2 из 5)

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та­кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен­ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова­телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле­дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове­ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель­ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо­злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со­творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми­лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус­тыни... Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер­сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю­дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо­роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер­ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по­гребальном обряде.

В свиту Ангра-Майнью входят злые духи, колдуны, злые вла­стители, которые наносят вред четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Помимо этого, в них также выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь и т.д.

1.3 Священные тексты

Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в середине I тыс. до н.э. они были записаны. История изучения Авесты начинается в XVIII в., когда к европейцам попали её списки. Однако прочесть их сразу не удалось. Французский учёный Анкетиль Дюперон в 1775 г. отправился в Индию к последо­вателям зороастризма и прожил среди них 13 лет. Спустя многие годы ему удалось собрать книги, составляющие Авесту, а также открыть ключ к её чтению и переводу. С тех пор её тексты стали известны ев­ропейцам. Переводом и изучением Авесты занимались выдающиеся русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Структура Авесты представлена 11 разделами: Гаты (Песнопе­ния), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийай­ишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Пра­вила культа). Предполагается, что изначально Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты.

Авторство текстов Авесты приписывается Заратустре, однако В.А.Кулаков полагает, что «…скорее всего, он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма».[6, с.103]

Авеста написана на мертвом авестийском языке, который отно­сится к иранской группе индоевропейской семьи языков; у зороаст­рийцев он используется для богослужения.

В связи с этим О.М.Чунакова полагает, что «…тексты Аве­сты…, которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, явля­ются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными». [7, с.82]

А вот как характеризует Авесту И.В.Рак: «Как и большинство свя­щенных писаний "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарий­ских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической рели­гий…Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, ла­тинских, арабских и древнеармянских источниках». [2, с.36]

К другим значительным зороастрийским произведениям отно­сятся также Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт. Почти все они созданы в IX веке на языке пехлеви.

1.4 Место культа в зороастризме

Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи». [6, с.114]

Мы рассмотрим два основных культа в зороастризме – культ огня и культ чистоты.

Что касается культа огня, то огнепоклонничество являлось стержнем религии древних персов. Храмов у них первоначально не было, они возникли в более поздний период. Священный огонь горел в специально приспособленном жертвеннике, который находился в абсолютно темном помещении. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Дрова из деревьев ароматических пород подкладывались в огонь специальными щипцами. Огонь мог считаться осквернённым, если на него попадала убежавшая из горшка пища.

Кроме поклонения огню зороастрийцы практиковали также омовение в специальных бассейнах, жертвенное срезание ветвей с деревьев и ритуальное питье напитка из сока хаомы (сомы), смешанного с молоком.

Также большое внимание уделялось культу чистоты. Грязным считалось всё, что было связано со смертью. С этим, в частности, связан неповторимый обряд погребения зороастрийцев.

После того, как человек умер, в комнату, где лежал труп, вводили собаку, чтобы изгнать злые силы, а затем очищали помещение с помощью огня, причём пламя не должно было располагаться ближе трёх шагов к покойнику. Затем специально подготовленные носильщики, которые потом до конца своей жизни считались нечистыми, переносили труп к так называемым «башням молчания», или дакмам. Там тело оставляли для воздействия ветра, дождя и солнца, а дакму спустя несколько лет разрушали. Таким образом, мертвец не соприкасался ни с одной из «чистых» стихий. Однако такое отношение к телу вовсе не означает, что родственники умершего не заботились о его душе.

1.5 Концепция мироздания в зороастризме

Следует отметить, что зороастрийцы создали весьма оригинальный вариант космогонии. Согласно их верованиям, мир существует 12 тыс. лет. Вся мировая история условно делится на четыре равных временных отрезка, по 3 тыс. лет каждый.

В течение первого периода мир находился в стадии предсуществования. В текстах оно упоминается как “менок”, что в переводе означает «невидимый» или «духовный». Одни исследователи толкуют такое состояние вселенной как совершенное, другие – как зачаточное, эмбриональное.

По истечении первого периода мир обрёл свою материальную форму. Ахура-Мазда создал небо, звёзды, Солнце и Луну, первочеловека («Смертную жизнь») и первобыка («Единотворного»). В ответ на это Ангра-Майнью вторгается в пределы небесной сферы, создаёт кометы и планеты, которые, согласно представлениям древних персов, являлись порождением злых сил, так как нарушали привычную небесную гармонию своим неожиданным появлением. Он также загрязняет воду и насылает смерть на первого человека и первобыка. Однако от первого рождаются мужчина и женщина, родоначальники всего человечества, а от второго происходят все животные. Ахура-Мазда лишает Ангра-Майнью силы при помощи магической формулы – одной из главных молитв зороастризма. Противоборство двух начал приводит в движение весь мир: реки начинают течь, на земной поверхности вырастают горы, планеты движутся по своим орбитам.

Третий период охватывает время до появления пророка Зороастра. Это период действия мифологических героев «Авесты».

На протяжении четвёртого периода раз в тысячелетие людям будет являться новый спаситель, преемник Заратуштры. Последнему из спасителей предстоит решить судьбу мира и человечества, воскресить мёртвых, провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового, вечного мира.