Смекни!
smekni.com

Религия австралийцев (стр. 1 из 5)

Реферат

«Религия австралийцев»


Австралийцы — представители наиболее ранней из доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человечества: стадии почти нетронутого общинно-родового строя. Поэтому их религия представляет для исследователя исключительный интерес. Недаром в любой работе, посвященной происхождению и ранним формам религии, больше всего примеров берется именно из верований австралийцев.

1. Источники

По этнографии австралийских племен имеется ряд ценных исследовании. Правда, сведения, которые восходят к той эпохе, когда аборигенов Австралии еще не коснулось разлагающее влияние европейской колонизации, собраны случайными наблюдателями и потому отрывочны и недостаточно ясны. Лучшие описания быта австралийцев относятся лишь к 1880— 1900 гг., то есть к тому времени, когда они уже в сильной степени подверглись воздействию колониального режима и начали забывать о своих прежних верованиях и обрядах. Таковы исследования Вальтера Рота (о племенах Квинсленда), Альфреда Хауитта и его сотрудников (о юго-восточных племенах), Болдуина Спенсера и Франка Гиллена (о племенах центральной и северной частей Южной Австралии), миссионера Карла Штрелова (о Центральной Австралии); более поздние — Адольфуса Элькина (о северо-западных племенах) и ряд кратких наблюдений и исследований других ученых. В последние десятилетия появились и хорошие описания племен северных окраин Австралии и пустынных областей Запада, где местами сохранился до наших дней самобытный культурный уклад. Из наиболее содержательных необходимо назвать труды Филлис Каберри, супругов Рональда и Катерины Берндт, Фредерика Роза.

2. Особые условия развития

Австралия по своему географическому положению находилась в условиях максимальной изоляции от более высококультурных народов. Австралийцы на протяжении тысячелетий были как бы отрезаны от окружающего мира. Это с одной стороны. С другой стороны, незначительные различия в природных условиях материка, отсутствие опасных хищных зверей, с которыми человеку приходилось бы вести борьбу, возможность обеспечить минимальное удовлетворение потребностей охотой и собирательством очень замедляли рост производительных сил. В силу отмеченных причин австралийцы задержались на примитивной стадии развития. Совершенно нет оснований говорить о какой-либо их дегенерации, о регрессе, который предполагают некоторые исследователи. Не существует никаких доказательств, что австралийцы (или их предки) стояли прежде на более высоком уровне развития.

Религиозные верования австралийцев, таким образом, представляют большой научный интерес. Конечно, нельзя отождествлять австралийцев с нашими древними предками и механически переносить их верования на древнейшее человечество вообще. Уже одна исключительность условий, в которых находились австралийцы, свидетельствует о том, что их социальная и духовная жизнь не могла не принять каких-то специфических форм. Но все же несомненно, что из всех ныне существующих народов австралийцы сохранили в наибольшей чистоте свои древние религиозно-магические верования.

Как известно, коренное население Австралии до начала европейской колонизации составляли кочевые племена, которые еще не умели обрабатывать землю, разводить скот, ткать, изготовлять глиняную посуду или такое оружие охоты, как лук и стрелы, обрабатывать металл. Ни одно из многочисленных бродячих племен не представляло собой сплоченной общественной единицы. Каждое из них дробилось на ряд территориальных мелких общин — «орд», или локальных групп, в рамках которых в основном протекала социальная жизнь австралийцев. Внутренняя структура каждой общины (локальной группы) была довольно однородной, слабо дифференцированной. Однако уже существовали отчетливые возрастные и половые градации, связанные с разделением труда, в частности — руководящий слой стариков.

Брачно-семейные отношения у австралийцев были очень архаичны: наряду с зарождающимся парным браком сохранились пережитки группового брака.

Все имеющиеся данные свидетельствуют о значительной однородности религиозных и магических верований и обрядов австралийцев почти во всех районах, что, однако, не исключает некоторых локальных различий.

3. Тотемизм

Если рассматривать религиозные верования и обряды коренного населения Австралии с точки зрения той идеологической значимости и роли, которую они играли (или играют) в общественной жизни, то преобладающей их формой оказывается тотемизм — вера в сверхъестественную связь, якобы существующую между группой людей и группой материальных предметов (чаще всего с определенным видом животных). Это признают все исследователи.

У австралийцев тотемизм наблюдается в его наиболее типичной форме, у всех же других, более развитых, народов известны лишь поздние, нетипичные проявления тотемизма либо его пережитки. Австралию называют классической страной тотемизма, и здесь лучше, чем где-либо, видны самые корни этой формы религии. Недаром именно после открытия (в конце XIX в.) австралийских тотемических верований интерес этнографов и историков религии к проблеме тотемизма резко возрос. Рассмотрим тотемические представления и обряды австралийцев более подробно.

4. Тотемические группы (роды)

В тотемизме можно различать как бы два члена отношения: субъект (человеческая группа; и объект (тотем). Субъект подобного тотемического отношения в Австралии — это прежде всего примитивный род, или так называемая тотемическая группа, которая иногда совпадает, а иногда не совпадает с локальной группой. Случаи несовпадения объясняются, вероятно, тем, что у многих племен сохранился древний обычай счета родства и передачи тотема по материнской линии, тогда как брак уже приобрел патрилокальный характер, то есть жена поселяется в локальной группе мужа.

Тотемическая группа всегда экзогамна, то есть браки между ее членами запрещены. Экзогамия вообще считается одним из признаков тотемизма, хотя это признак чисто социальный. Предпринимались даже попытки (Эмиль Дюркгейм) вообще объяснить происхождение экзогамии религиозными, тотемическими верованиями. Это, конечно, неверно; но историческая связь экзогамии с тотемизмом несомненна, только она не прямая: экзогамия — неотъемлемый признак родовой (особенно раннеродовой) организации, а тотемизм — религиозная надстройка над ней.

В большинстве случаев количество родов (тотемических групп) в австралийском племени колеблется между 10 и 30. Лишь в отдельных, очень редких случаях (у племени аран-да и соседних с ним) количество тотемов оказывается гораздо большим. Это объясняется тем, что у аранда, в отличие от других племен, передача тотемического имени идет не по наследству (от матери или от отца), а по месту предполагаемого зачатия.

5. Тотемические фратрии

Род (орда) у австралийцев является не единственной тотемической единицей. У большинства племен роды объединяются во фратрии — экзогамные половины племени, что, по-видимому, является следствием глубоко архаического дуально-экзогамного деления. У некоторых племен фратрии также имеют тотемические имена: например, фратрия кенгуру и фратрия страуса эму, клинохвостого орла и ворона, белого и черного какаду и т. п. С этими тотемами связаны иногда и определенные верования.

6. Половой и индивидуальный тотемизм

У части племен Австралии — главным образом в юго-восточных районах —обнаружены еще и особые формы тотемизма: половой и индивидуальный.

Суть полового тотемизма заключается в том, что помимо обычных родовых тотемов все мужчины племени считают своим тотемом какое-нибудь животное (обычно птицу или летучую мышь), а все женщины — какое-то другое подобное животное: если у мужчин тотем — летучая мышь, то у женщин, например, птица козодой.

Отдельные исследователи (например, В. Шмидт) считают половой* тотемизм древнейшей формой тотемизма вообще, что едва ли оправданно. Но несомненно, что в половом тотемизме отразились, с одной стороны, какая-то общественная дифференциация, а с другой — равноправие полов, связанное, вероятно, с половым разделением труда.

Суть индивидуального тотемизма состоит в том, что у человека помимо общеродового тотема есть свой "личный тотем. Обычно он бывает только у мужчин, да и то не у всех, а чаще всего у колдунов, знахарей, вождей. Индивидуальный тотем либо наследуется от отца, либо приобретается в момент посвящения. По-видимому, перед нами своеобразное проявление начала индивидуализации религиозных верований. Этот вид тотемизма, безусловно, более позднее явление, чем другие формы тотемических верований. Правда, отдельные буржуазные ученые-религиоведы не согласны с такого рода выводом.

7. Тотемы

В качестве тотемов, как правило, выступают различные животные, значительно реже — растения, еще реже — другие предметы.

Если составить список тотемов разных племен, то можно обнаружить характерную закономерность: выбор тотемов у каждого племени определяется физико-географическим характером местности и преобладающим направлением хозяйственной деятельности. Примерный подсчет отдельных видов предметов, выступающих в качестве тотемов в пяти основных районах Австралии, показывает, что преобладающей группой тотемов почти всюду являются наземные и летающие животные: это страус эму, кенгуру, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, вомбат (сумчатый сурок), змея, ящерица, ворон, летучая мышь и т. п. Такого рода животные совершенно не опасны для человека, да в Австралии вообще нет угрожающих жизни человека хищников. И это важно отметить потому, что некоторые исследователи ошибочно пытались объяснить происхождение тотемических верований из страха человека перед сильными и хищными зверями. В полупустынных внутренних областях, в районе озера Эйр и к северу от него, где природные условия чрезвычайно скудны, где охота дает мало Добычи и люди вынуждены обращаться ко всяким пищевым суррогатам, к собиранию насекомых, личинок и растений,— здесь в качестве тотемов выступают* также насекомые и растения; за пределами центральной и северо-западной областей они нигде более не фигурируют как тотемы.