Смекни!
smekni.com

Религия в Османской империи (стр. 2 из 2)

Паломничество дает людям ощущение принадлежности к обширному сообществу. Это сознание общей идентичности усиливается участием в ритуалах и коллективных церемониях, а также в единении с братьями по вере других стран и других народов.

Османские монархи не преминули использовать эти благоприятные обстоятельства в политических и религиозных целях: паломничество позволяло им подтверждать каждый год свой статус первой исламской державы и демонстрировать свое главенство над священными городами, Меккой и Мединой. Атмосфера религиозного экстаза могла только способствовать духовному единению мусульманского мира под их покровительством. Паломничество было,если и не единственным, то, безусловно, одним из самых эффективных объединяющих факторов.

Османские султаны осуществляли постоянную заботу о проведении паломничества. Из Стамбула паломники отправлялись каждый год 12-го раджаб. Султан лично следил за отправкой паланкина из черного сукна с золотой вышивкой (махмаль) для того, чтобы накрыть им Каабу, и — для эмира Мекки — золота, упакованного в четыре шелковых мешка, и платья из расшитого золотом сукна, подбитого горностаем. Караван из Стамбула, объединявший паломников из Европы, Анатолии и с Востока, сливался с караванами, отправившимися из Дамаска, Каира (паломники из Магриба и Африки) и, иногда, из Ирака. Османские монархи также следили за состоянием путей, снабжением путников водой и, в особенности, за безопасностью. По возвращении паломники оказываются в центре праздника, называемого хаджи байрамы, во время которого каждый из них получает поздравления от друзей и соседей.

Отметим, что турецкий ислам никогда не отказывался от некоторых народных верований, особенно в том, что касалось культа святых. Так, каждый год, особенно в Анатолии и на Балканах, устраиваются паломничества, не предусмотренные канонами и организованные вокруг могил и мавзолеев (тюр-бё) великих святых суфи, куда правоверные отправлялись для того, чтобы просить исцеления от болезней, молиться за успешные роды, обрезание или вступление в брак или просто проникнуться духовной аурой святых. Звучит музыка, курятся благовония, приносятся дары; оконные решетки мавзолеев украшены полосками ткани, чтобы напомнить святым об ожидаемом благословении. Такие обычаи свидетельствуют о живучести культов, связанных с поклонением природе и анимизмом и восходящихк языческим временам. Некоторые легенды восходят к эпохе завоевания Анатолии и Балкан.

4 РАМАДАН: «СУЛТАН ОДИННАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ»

Рамадан является самым значительным коллективным проявлением веры на исламских землях. Это период насыщенной религиозной жизни мусульман, когда ярче всего проявляется их религиозное рвение, благоговение. Кроме того, это — особенно насыщенный момент в социальной и культурной жизни: хождение в гости и обмен подарками, развлечения и спектакли, ночная жизнь и празднества — все это завершается одним из самых главных религиозных праздников ислама шекер байрамы, или, на арабском, айд аль-фитр. Рамадан по праву занимает особое, исключительное место в мусульманском календаре. И османы особую роль этого месяца выражают по своему: они говорят о нем, что он «султан одиннадцати месяцев» (оибир айип султапи).

Рамадан по превосходству — святой месяц. Многочисленные важные события в истории ислама произошли на протяжении этого месяца, и они отмечаются народным энтузиазмом: рождение Хусейна, внука Мухаммеда, смерть Али, зятя пророка, кончина Хадиджи, первой супруги Пророка, битва при Бадре, в ходе которой мусульмане одержали первую победу над жителями Мекки, и, наконец, взятие самого города. В этом месяце также на Землю был ниспослан Коран (Коран, II, 185). Но центральным элементом духовной сущности рамадана является, по всей очевидности, воздержание от пищи. В течение поста, который продолжается от восхода солнца до заката, запрещается принимать пищу, пить, курить, иметь половые отношения. Пост обязателен для каждого взрослого и здорового человека. Исламское право признает освобождение от поста только для путешественников, солдат, беременных женщин, больных. Когда наступает ночь, все становится разрешенным и возможным до тех пор, как, в момент восхода солнца, снова начинают отличать «белую нить от черной нити» (Коран, II, 183).

День рамадана начинается с сахур, утренней трапезы, о начале которой объявляет барабанщик; затем следует имсак, начало поста, о котором обычно оповещают тремя пушечными выстрелами. В утренние часы чаще всего спят. Жизнь возобновляется ближе к полудню, ко времени молитвы, затем все вновь принимаются за свои дела вплоть до молитвы икинди, во второй половине дня, ближе к четырем часам. После молитвы икинди люди еще делают последние покупки, но улицы вновь пустеют в последние минуты, предшествующие окончанию воздержания (ифтар), которое объявляется выстрелами из пушек. После ужина, который действительно обогащает отношения между людьми, поскольку всегда есть гости, наступает пора для вечерней молитвы (йатси) и, почти следом за ей, молитвы теварих. Эти молитвы могут совершаться дома, но желательно сходить в мечеть, где в это время людно; приходят не только для того, чтобы помолиться и обратить свои мысли к богу, но и послушать суры из Корана, которые читает хафиз; самые ревностные могут оставаться там всю ночь, поскольку в течение священного месяца мечети остаются открытыми и освещенными до утра. Днем, по традиции, люди семьями отправляются на кладбища, чтобы почтить память близких, или в монастыри (текке, завийе) и мавзолеи (тюрбе) святых.

Рамадан не только месяц религиозного благочестия; это также врем^ выйти в люди, погулять, развлечься. После ужина по случаю окончания поста (ифтар) и молитв (йатси, теварих), проходивших дома сообща, обычно ведут неторопливые беседы или предаются домашним играм, другие группами выходят на улицу, где есть развлечения и устраиваются спектакли. Замедленная дневная жизнь вдруг сменяется вечерним оживлением. Когда на землю спускается ночь, на минаретах и мечетях появляются светящиеся надписи (махйа), а улицы и рынки освещены зажженными фонарями; свечи горят на витринах лавок и у крупных жилищ. Кафе, закусочные, цирюльни открыты до рассвета. В некоторых кварталах на улицах суета, шум и оживление, из кофеен доносится музыка, слышны взрывы смеха горожан — зрителей спектаклей карагез, османской комедии масок, и забавных историй сказочников (меддах). Так повседневный ритм жизни изменяется в этот особый месяц.

Когда месяц заканчивается, правоверному надлежит произвести денежное пожертвование по случаю окончания воздержания (закат алъ-фитр), поскольку рамадан — это также месяц благотворительности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюлев Илья Михайлович. Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф.Г. Турченко (ред.) — 4. изд. — К. : Генеза, 2004.Ч. 1 : Новое время (ХVІ- конец ХVІІІв.). — К. : Генеза, 2004 — 256с.

2. Биркин К., Бокщанин А.А., Ванина Е.Ю., Васильев Л.С., Витол А.В.. Живая история Востока: Познавательные и занимательные очерки о ярких героях, незабываемых событиях, воинской славе, экзотике и блеске средневекового Востока...:Сборник / О.И. Куксина (ред.), О.Е. Непомнин (сост.). — М. : Знание, 1998. — 368с.

3. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с

4. Васильев Леонид Сергеевич. История Востока: В 2 т.:Учеб. по спец. "История" — М. : Высш.шк., 1998. — 495с. Т. 1 — М. : Высш.шк., 1998 — 495с.

5. Васильев Леонид Сергеевич. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. — 3.изд., перераб. и доп. — М. : Книжный дом "Университет", 1998. — 432с.