Смекни!
smekni.com

Религия и религиозная вера (стр. 2 из 2)

В настоящее время наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии. В 1950 г. образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 г. – «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1,4 млрд. приверженцев в Европе и Америке.

Центральным в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения без обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус. – Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились уживаться с наукой, беря на вооружение отдельные научные теории. Церковь активно использует средства массовой информации для распространения религиозных взглядов.

Ислам (мусульманство) – самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во се сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам. В связи с этим все чаще говорят о процессах «исламизации» - распространении это сравнительно молодой религии. Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

4. Роль религии в современном мире

Религия в наши дни имеет большую силу воздействия на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Проповедуемые нравственные правила обращены к духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Во все времена одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых в данных условиях проблем. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Но религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли не только положительную роль. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения, догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко здравого смысла. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.

Духовидческий опыт лежит в основе любой религии. Известны имена основателей многих религий, несмотря на то, что жили они тысячи лет назад. Их духовный опыт и переданные ими откровения уникальны не только по силе. Они очень точно «попадают» в цель, то есть указывают пути решения проблем, жизненно важных не только для данного народа, но и для человечества в целом.

Бог и вера стали неотъемлемой частью жизни человека. Жизнь обретает смысл и упорядоченность, следует определённым правилам и ритму. Единый поток истории давно разделился на два русла: собственно историю, состоящую из перечня заговоров, захватов власти, войн, восстаний, свержений, и священную историю, содержанием которой стали взаимоотношения Бога и человека.

Из трёх обстоятельств – божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека – складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме – тысячи богов, в иудаизме – один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём – в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет своё символическое выражение.


Заключение

Человек все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться, заниматься «самостроительством». Объектом этого строительства является, прежде всего, духовный мир человека.

Религия является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств. Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия – опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, роль и авторитет церкви растет, ведь религия занимает далеко не последнее место в духовной культуре наряду с искусством, наукой, моралью, политикой и правом.

Религия посредством души приобщает человека к культуре, призывает к соблюдению высоких нравственных норм. Возрождение и воспитание духовной культуры – задача каждого человека во имя спасения всего человечества.


Список используемой литературы

1. В.М.Хачатурян. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа,1998.

2. В.С.Овчинников. Духовные ценности современной цивилизации. - М.,2001. 3. Книга жизни. Сводный текст Библии. - Минск: Лерокс,1993.

4. Религии мира. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2006.

5. Всемирная история. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2005.

6. Человек и общество. Учебное пособие. – М., 2002.