Смекни!
smekni.com

Социальные идеи в мировоззрении брахманизма (стр. 2 из 3)

Праджапати, (Владыка порождений, Хозяин существ). В прежние времена он был

связан с деторождением и рождением вообще, в том числе и с рождением мира.

Теперь он стал не просто главным богом, но отцом и первоосновой всего и

всех богов, порождая их и всё сущее посредством жертвоприношения или

духовным усилием.

Праджапати осмысливался и как жертва, из которой создаётся мир, а

жертвоприношение воспринималось не столько как одна из форм ритуала,

сколько как основа мирового процесса. Космогоническое значение

жертвоприношения различается уже в некоторых гимнах Ригведы. Идея

происхождения мира в брахманах, сборниках ритуальных толкований, получила

циклический характер: в неё было введено понятие конца мира и мировой

катастрофы.

С деятельностью жрецов-брахманов связано и развитие символической

стороны ритуала. Именно в этом направлении он и стал меняться. «Речью и

умом движется (буквально "вращается", "направляется") жертва» – говорится в

брахманах. Иногда жертвенному акту предшествовали специальные аскетические

упражнения, посты, воздержания, принятие обетов (религиозных клятв). Позже,

в индуизме, зарождающийся аскетизм займёт значительное место.

Брахманский обряд – это строго предписанные действия, которые

совершаются в определённой последовательности в определённое время

определёнными жрецами и имеют определённую длительность. Комбинация

действий, их продолжительность и сочетание зависят от того, ради какой цели

совершается обряд: для обретения потомства, долголетия, урожая, вызывания

дождя или для того, чтобы попасть после смерти в мир богов.

Все действия ритуала должны совершаться в строгом соответствии с

правилами. Малейшее отклонение от них (пропустил слог, запнулся,

неправильно поставил ударение, посмотрел в противоположную сторону и т. п.)

грозит самыми непредвиденными последствиями.

Брахманические тексты предписывали ежедневное совершение пяти видов

жертвоприношений: богам, риши, предкам, духам и людям.

Ритуал воспроизводил деяния богов, совершённые ими в начале времён и

отражённые в мифах. Считалось, что действенность ритуальных процедур будет

выше, если при их отправлении сосредоточить всё своё внимание на мифе –

символическом прообразе совершаемого действия.

Брахманическая картина мира стала глубоко ритуализованной. Обособились

два мира: высокий священный мир богов и обычный мирской – людей. Получая

возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство

уверенности и опору в повседневной жизни.

Все изменения в верованиях происходили на незыблемом фундаменте старых

ведийских установлении. Святость вед с этого периода стала непреложной на

все последующие века. Старые боги потускнели, но не утратили полностью

своего значения и славы. Их роль в духовной жизни стала сравнима с ролью

брахманов-жрецов и наставников-гуру.

Мифология брахманизма

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учённым брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой.

В текстах брахманов делался сильный акцент на тесную связь между долголетием и бессмертием, с одной стороны, количеством и качеством принесённых жертв – с другой стороны.

Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги – араньяки («лесные книги»), ставшие основой упанишад – философских книг Древней Индии. Упанишады рассказывали о происхождении мира, о жизни и смерти, о том, как связан человек с богом, о загадочной загробной жизни. Согласно упанишадам, высшей объективной реальностью является БРАХМАН, но это не бог-творец, каким он предстаёт у некоторых современных авторов. Брахман не поддаётся словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен АТМАН – символ субъективного психического начала, индивидуального бытия, души.

Наряду со столь замысловатыми концепциями, брахманизм дал и свой вариант классической для мифологии темы – сотворение мира.

ПРАДЖАПАТИ – второстепенный персонаж «Ригведы», стал главным в брахманизме. В соответствии с древнейшим вариантом мифа, первозданные воды мирового океана, разогревшись, сотворили золотое яйцо, в котором и был заключён зародыш Праджапати. Он рос и, принося себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира – земля, вода, воздух, огонь, эфир – и пять ступеней жертвенного алтаря. Люди, приносящие жертвы, заново воссоздают Праджапати. В иных вариантах Праджапати, принявший вид черепахи, порождает все живые существа. В виде кабана он выносит землю из океана, в виде рыбы предостерегает первого человека – МАНУ о грядущем всемирном потопе и спасает его. Существуют варианты, в которых Праджапати создаёт иных богов силой собственной мысли и аскезы.

Так или иначе, породив богов и людей, он породил и смерть. Часть его смертна (волосы, кожа, мясо, кости и жир), часть его нетленна (мысль, голос, дыхание, глаза, уши). Увидев смерть, он сам её испугался, убежал от неё и, только принеся в жертву, сумел заполучить бессмертие. Остальные боги также боялись смерти и тоже приносили жертвы, но благодаря совету Праджапати им удалось избежать смерти. Для простых людей Праджапати был слишком заумным божеством, и его популярность не соответствовала рангу высшего божества. Вишну и Рудра были гораздо понятней, и постепенно они стали выполнять функции богов из канонического пантеона и из древних неарийских верований. Обновился и сам образ Вишну.

ВИШНУ БРАМИНОВ – это прежде всего бог солнца и жертвы. Поскольку мир существует лишь благодаря солнцу и жертве, главной заботой Вишну стало поддержание существования Вселенной. Миф одной из упанишад рассказывает, как боги на жертвенной церемонии решили, что сильнейший из них должен стать первым из богов. Таковым оказался Вишну, однако он возгордился и стоял, высокомерно опираясь на свой лук. Боги, не смея напасть на него сами, решили обратиться за помощью к муравьям, пообещав им, что взамен за оказанную услугу муравьи во веки веков смогут находить пищу и воду даже в пустыне. Муравьи согласились на сделку и перегрызли тетиву лука Вишну, которая лопаясь, отсекла голову бога, ставшую солнцем на небе. Остальные боги бросились к телу. Индра добежал первым и, прильнув к телу, принял от него всё содержащееся в теле Вишну могущество.

РУДРА БРАМИНОВ приобрёл ещё более высокий ранг, чем Вишну, но теперь его чаще стали называть ШИВА. Внешность Шивы мало отличается от описываемого в ведах облика Рудры, однако подчёркивается его многогранность, вездесущность и всеведение. Будучи всепроникающим, Рудра-Шива одновременно находиться и ручейках, и в песнях, в островах и озёрах, в корнях деревьев и в порогах домов, в листьях, звуках, в молодой траве, в морской пене, песке. Ему принадлежат все существа, в водах земных, и для него же текут реки небесные. Нет для него далёких и близких расстояний, нет для него слишком большой глубины или высоты.

Постепенно начинают приобретать большее значение божества, близкие и понятные простонародью, - женские божества плодородия, змеи, демоны. Растёт влияние Сурьи, продолжают занимать высокое положение Индра и Агни.

Главной темой мифов становиться борьба между богами и демонами, символизирующая единство противоречий, сосуществование добра и зла. Демонов нельзя однозначно назвать отрицательными персонажами. Они, как и боги, являются потомками Праджапати и столь же мудры и сильны. Однако они злонамерены, занимаются магией, колдовством, не гнушатся лжи, ненавидят богов и людей. Тем не менее они приносят жертвы, хотя в гордыне своей приносят их самим себе. Побеждаемые, они вновь идут в бой, мешают богам, уничтожают алтари и храмы. Очень помогает демонам их умение перевоплощаться.

Брахманизм

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Социально-политические идеи брахманизма

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряд древнеиндийских памятников II тыс. до н.э., именуемых в целом ведами (санскр. "знание"), там говорится о делении людей на 4 варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека): "…брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра" Это определило на многие века кастовое деление индийского общества.