Смекни!
smekni.com

Становление и развитие христианской веры (стр. 2 из 6)

Поскольку главой Церкви является Сам Христос, то среди христианских общин не должно быть главных и второстепенных, а вопросы, касающиеся основ христианской веры, должны решаться только соборно, так как ни один человек, сколь авторитетным бы он ни был, не может быть безгрешным, а мнение его — абсолютно непогрешимым. Такова позиция Православной Церкви до сих пор. Святой и правой может быть только единая Церковь как тело Христово на земле. Поэтому необходимо соблюдение соборности и единства вероучения, ради чего и созывались Вселенские Соборы.

Всего таких Соборов было семь.

Первый Вселенский Собор проходил в 325 году в Никее. Согласно церковному Преданию, в нём участвовали 318 епископов. Собор был созван по инициативе императора Константина Великого по причине распространившейся ереси Александрийского пресвитера Ария. Арий и его сторонники умаляли Божественное достоинство Иисуса Христа и не признавали Его равенство с Богом Отцом.

Среди участников Никейского Вселенского Собора были: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, прославившийся на весь мир как великий чудотворец; святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие святые отцы, выступившие против ереси Ария.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину -догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный От Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было кратко изложено в Символе веры. Император Константин Великий предложил внести в Символ веры термин “Единосущный Отцу” (о Боге Сыне), закрепивший истину о Божественности Христа.

Также были приняты решения по ряду церковно-практических вопросов, например о времени празднования Пасхи. Собор определил, что Пасха Христова будет праздноваться всеми христианами одновременно, а именно в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

Второй Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе (Цареград) в 381 году, подтвердил и дополнил Никейский Символ веры, получивший с тех пор название “Никео-Цареградский Символ веры”. В работе участвовали около 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он открыл Собор), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и другие. Одной из причин, побудивших императора Феодосия Великого (379—395 гг.) созвать Вселенский Собор, была распространившаяся ересь духоборцев, утверждавших, что Святой Дух не есть Бог, а является всего лишь сотворенной силой, и притом служебной Богу Отцу и Богу Сыну.

Собор осудил ереси и утвердил догмат о равенстве и едино-сущий Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор дополнил Никейский Символ веры пятью членами с изложением учения о Святом Духе, о Церкви, о Таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Таким образом, был составлен Символ веры, получивший название

“Никео-Цареградский Символ веры” и исповедуемый всей Православной Церковью до сих пор.

В городе Ефесе в 431 году с участием 200 епископов состоялся Третий Вселенский Собор, посвященный главным образом обоснованию и защите догмата Боговоплощения и осуждению ереси Константинопольского архиепископа Нестория и его приверженцев.

Несториане распространяли учение о двух личностях Спасителя, Божественной и человеческой. Они утверждали, что у Марии родился обыкновенный человек, но Бог Слово соединился с ним до его рождения Своею благодатью и обитал в нём, как в храме.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор также утвердил Никео-Цареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор, Халкидонский Собор, 451 года, в котором участвовало до 630 епископов, также был призван защищать православную веру от лжеучений. Собор осудил монофизитство. Мо-нофизиты, осуждая ересь несториан, впали в другую крайность: они считали невозможным Спасителю иметь человеческую природу, подобную нашей, и потому признавали в Нём только Божественное естество.

Собор отверг лжеучение и закрепил догмат о двойственной природе Господа Иисуса Христа, Который есть истинный Бог и истинный Человек. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединились в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор, (553 год, принимали участие 165 епископов) и Шестой Вселенский Собор (680-681гг. — 170 участников) Соборы дополнили и развили догматические определения Халкидонского Собора. Оба Собора проходили в Константинополе. Целью императора Юстиниана (527—565 гг.), созвавшего Пятый Собор, была попытка возвращения монофизитов в Православную Церковь. В результате, однако, к Церкви присоединилась лишь часть умеренных монофизитов. На заседаниях Пятого Собора зачитывались сочинения учителей Сирийской Церкви, которые явно выражали несторианские заблуждения. Собор осудил все их сочинения как еретические. На Пятом же Соборе рассматривались заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного писателя. Было признано неверным и осуждено его учение о предсуществовании человеческих душ. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мёртвых.

Каноническая деятельность Соборов была продолжена в 691-692 годах.

В 787 году, в Никее, при императрице Ирине состоялся Седьмой Вселенский Собор, объединивший 367 епископов. Собор дал решительный отпор иконоборчеству.

На Соборе было определено: поставлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным.

Седьмой Собор был последним Вселенским Собором.


II часть. Христианское вероучение

1. Суть учения Христа

Господь Иисус Христос не разрабатывал религиозно-философских теорий, не создавал учений и не оставлял после Себя никаких записей. Всё, что мы знаем о Спасителе, было записано и передано очевидцами.

Сама жизнь, крестная смерть и воскресение Его были выполнением Божественной Воли и служением людям. И проповедями, и делами Он нёс Благую весть о Царствии Небесном, которое есть “не от мира сего”, а касается душевного, внутреннего устроения человека.

Христос был не просто проповедником, но образцом иного бытия: Божественного в человеческом, бытия человека в действенной любви к ближнему и в служении ему. Это противоположно эгоистическому существованию и не имеет ничего общего с формальным выполнением внешних нравственных законов, так как важна сама причина, побуждающая человека служить другим людям: такой причиной должны быть любовь и сострадание, но не корыстные соображения.

Христос не приобретал ничего для Себя и ничего не имел, вся жизнь Его была отдана людям: Он исцелял болезни и немощи, воскрешал мёртвых, утешал, наставлял, принял страдания и смерть за грехи человеческие — и воскрес. В этом заключаются Его миссия и Его учение.

Христос есть Любовь. Жить в Любви (во Христе) — это есть путь, заповеданный Спасителем мира. Это и есть Истина, ибо Любовь имеет Божественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной. “Я есмь путь и истина и Жизнь”.

Кого и как учит любить Спаситель, какой Любовью может спастись мир? Об этом говорится в Евангелии: “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”.

В этом суть спасения, дарованного людям: через покаяние обретение любви к Богу и ближнему — обретение бессмертия, то есть жизни вечной. Судьба всего человечества также зависит от любви друг к другу: какими бы строгими ни были законы и договоры, принимаемые и заключаемые людьми, они очень мало защищают от обмана и насилия, если в сердцах человеческих нет места искренней любви и состраданию. Только любовь, сострадание и уважение друг к другу могут стать спасением от зла, лжи и насилия. Чтобы действительно исполнять и нравственные, и юридические законы, необходима любовь к Всевышнему и окружающим людям. Люди, не имеющие такой любви, не в состоянии уживаться с общепринятыми законами человеческого общежития. “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”.

Но Всеблагой Господь уважает свободу воли каждого и не может пребывать в нечистом сердце. Поэтому против воли человека и в нераскаянную душу Божественная Любовь не входит.

2. Основы православной веры

Православная Церковь ведёт своё начало от Господа Иисуса Христа и апостолов. Она бережно хранит и неукоснительно соблюдает основы христианского вероучения, утверждённые Вселенскими Соборами. Поэтому она называется Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью.

Вся догматика, устроение и практика Православия направлены на общение с Богом, жизнь по Христу и во Христе.

Источником православного вероучения были не человеческие рассуждения, соображения или творческие поиски, а Божественное откровение, превышающее пределы человеческого разума.