Смекни!
smekni.com

Теологический анализ в контексте общей герменевтики (стр. 4 из 4)

1.4.5 Эпигенетическая модель

Эпигенетическая теория рассматривает Божественное откровение по аналогии с ростом дерева, начиная от семени до саженца молодого деревца и заканчивая зрелым, выросшим деревом. Эта концепция может быть противопоставлена взгляду, по которому Божественное откровение подобно постепенному строительству собора. Наполовину построенный собор - несовершенное сооружение. Но наполовину выросшее дерево - совершенное дерево. По эпигенетической теории, Божие откровение (самораскрытие) никогда не бывает несовершенным или недостаточным, хотя последующие самораскрытия и могут содержать большую информацию.

Сам термин эпигенетическая теория не имеет широкого употребления. Часто он заменяется другими терминами, например органическое единство Писания, где органическое понимается как живое растущее. Точно так, как в различных направлениях растут ствол и ветви дерева, - растет понимание Бога, Христа и спасения по мере того, как прогрессирует откровение.

В некотором смысле эпигенетическую модель можно рассматривать как промежуточное звено между диспенсациональной и ковенантной теориями.

1.5 Методика выбора модели

Какая же из этих пяти моделей или гипотез о природе Божественного откровения наиболее точно отражает библейские факты? Нет сомнения, что существует преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Ветхозаветные верующие устремляли свои взоры в будущее, к обетованному Искупителю; новозаветные верующие либо видели лично, либо обращали взгляд в прошлое на своего Искупителя. Новый завет превосходит старый. Евреи отвергли Евангелие, и оно было передано язычникам. И все же остается вопрос: является ли характер Божьих отношений с людьми в основном прерывным или непрерывным? Является ли природа этих различных эпох человеческой истории в основном взаимно дополняющей или разграничительной? Непросто объективно оценить достоинства нашей позиции или другой позиции с нашей собственной точки зрения.

Альтернативным методом оценки различных моделей является, во-первых, организация библейских фактов вокруг нескольких ключевых идей и затем анализ каждой модели с целью выяснить, насколько она соответствует фактам. Наиболее важными концепциями Писания являются:

- Божьи принципы, проявляющиеся через Его законы;

- Божья благодать, которая проявляется в Его отношениях с человечеством, постоянно нарушающим Его принципы;

- Божье спасение, проявляющееся в том, что Бог предусмотрел средства примирения между человечеством и Собою;

- Божий труд в людях, проявляющийся через служение Святого Духа.

1.6 Этапы теологического анализа

Теологический анализ ставит перед нами вопрос: “Как данный отрывок сообразуется с общей схемой Божественного откровения?” Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны выработать понимание общей структуры истории откровения. Следует определиться с проблемой прерывности-непрерывности, а также иметь свое суждение по основным библейским концепциям: закон, благодать, спасение и служение Святого Духа. Важно выработать свой взгляд (но не новую ересь!) на историю спасения и придерживаться его в теологическом аспекте анализа библейского текста.

Теологический анализ состоит из следующих этапов:

1.Выработать свой собственный взгляд на природу взаимоотношений Бога с человеком. Подбор доказательств, постановка вопросов и понимание определенных текстов, несомненно, должно отражать понимание библейской истории спасения.

2.Определить, как этот взгляд влияет на понимание изучаемого отрывка. Взгляд, согласно которому природа Божьего откровения человеку в основном прерывна, приведет к тому, что Ветхий Завет будет считаться менее полезным для современных верующих, чем Новый Завет.

3.Оценить объем богословских знаний, доступных людям в то время. Какие знания они уже получили к тому времени? (Эти полученные ранее знания иногда в учебниках по герменевтике называются “аналогия Писания”). С этой точки зрения полезны хорошие книги по библейской теологии.

4.Определить, каким значением обладал данный отрывок для его первоначальных получателей в свете их знаний.

5.Определить, какие дополнительные знания на эту тему доступны нам после получения дальнейшего откровения. (Это иногда называется в учебниках по герменевтике “аналогия веры”.) С этой целью рекомендуется использовать литературу по систематическому богословию.

1.7 Вывод

Благочестивое чтение не единственное, что следует делать. Нужно, кроме того, читать Библию, чтобы учиться и понимать то, что там написано для нашего вразумления. Короче говоря, нужно еще учиться изучать Библию, что, в свою очередь, должно воодушевлять благочестивое чтение. Причина, почему не следует начинать с того, что касается “здесь и сейчас”, заключается в том, что единственно верный контроль герменевтики должен заключаться в оригинальном значении библейского текста. Иначе библейские тексты можно исказить так, что они будут означать что угодно для любого читателя. В отличие от такого субъективизма - изначальное значение текста (насколько в нашей силе понять его), является объективной точкой отчета и контроля. Это становится залогом правильного, адекватного, понимания Писания, что само по себе противостоит различным еретическим теориям и неразумным уклонениям в сектантство.

Утверждается, что здравый смысл удержит от всякой глупости. Однако, здравый смысл, к сожалению, есть не у всех. Мы хотим знать, что Библия означает для нас — и это справедливое желание. Но мы же не можем заставить ее означать нечто такое, что приятно нам, а потом приписать все это Святому Духу. Святого Духа нельзя призвать, чтобы Он противоречил Самому Себе, и именно Он вдохновил изначальный смысл. Его помощь нам заключается в раскрытии этого изначального значения и в руководстве нами, когда мы, полны веры, попытаемся применить это значение к своим собственным ситуациям.

Вопросы герменевтики вовсе не легки. Верующим нужно научиться говорить друг с другом по этим вопросам — и выслушивать друг друга. Насчет одного, однако, можно согласиться. Текст не может означать того, чего никогда не означал. Истинным значением библейского текста для нас является то, которое изначально вложил в него Господь, когда он был впервые произнесен. Вот откуда нужно начинать.

Кто-то обязательно спросит: “Но разве невозможно тексту иметь дополнительное (или более полное, или более глубокое) значение, кроме оригинального? В конце концов, такое случается в Новом Завете, в том, как он иногда использует Ветхий Завет”. Наша проблема проста. Кто говорит за Бога? У римского католицизма здесь меньше проблем; магистерий, облеченный властью авторитет официальных догм церкви, определяет для всех более полный смысл текста. У протестантов, однако, нет магистерия, и нам следует обеспокоиться, когда кто-то говорит, что у него или нее есть Божие, более глубокое, значение текста, особенно, если текст никогда не означал того, что ему пытаются придать. Из подобных вещей рождаются все культы и бесчисленные мелкие секты. Поэтому, роль герменевтики заключается еще и в том, чтобы помочь нам уяснить чистый смысл Слова и не допустить подменить волю Божью волей какого-нибудь человека или группы людей.

1.8 Библиография

1. К. Артур “Самостоятельное изучение Библии”, Чаттангуа, Теннеси, США, 1990 г

2. Генри А. Верклер “Герменевтика”, Гранд Рапидс, Мичиган, 1995 г.

3. Гордон д. Фи; Дуглас Стюарт “Как читать Библию и видеть всю ее ценность”, “Библейская кафедра”, СПб, 1993 г.

4. “Индуктивное изучение Библии”, (учебное пособие), ВЕЕ International, 1992 г.