Смекни!
smekni.com

Христианская концепция происхождения морали (стр. 2 из 3)

Моральная концепция христианства как бы замкнута на идею бога. Бог - единственная творческая сила; он создал мир и является его животворной сущностью. Весь мир развивается из него, он же остается его непосредственным управителем. Бог является одновременно и высшей целью мира, и задает ему смысл. Все, что ни создает бог, он создает для себя "ибо все из него, им и к нему". Бог как абсолютное (и только он) заключает в себе причину, норму и цель своей деятельности. Все остальные создания лишены автономности, они существуют благодаря богу и для бога. Человек не составляет исключения.

Человек, однако, не просто одно из творений бога, наряду с бесчисленным количеством других, он существо привилегированное, обладающее относительной властью над миром, ибо он подобен богу. Его богоподобие выражается в том, что человек создан свободным и высшая цель - служить богу выступает для него как долженствование, решаемая им самим задача. В той мере, в какой человек наделен способностью не грешить, возможностью свободным актом подчинить себя богу, он уподобляется богу как абсолютной личности.

Человек подобен богу, но не одинаков с ним, ибо принадлежит миру. Человек двойственен. В своем реальном существовании он не таков, каким должен быть по назначению. Преодоление этой двойственности, следование своей "подлинной" сущности и составляет содержание моральных усилий человека. Таково христианское обоснование морали.

Человек безнадежно греховен. Христианство недвусмысленно утверждает, что греховность человека непреодолима его собственными силами. Это якобы достигается с помощью божественной благодати, прямого и непосредственного участия бога.

Образ Иисуса Христа, который является богом и одновременно человеком - это наглядный образец моральности в христианском понимании, моральный идеал. Следование богу выступает как следование Христу. С точки зрения христианкой логики, как грехом Адама в мир вошел грех, так благодатью Христа в мир вошла благодать[4].

Происхождение морали в кратком виде сформулировано в Пятикнижии Моисея, в частности в Торе, в Книге Бытие после описания каждого из актов сотворения мира до создания человека повторяются (пять раз) слова: "И увидел Бог, что это хорошо".

Нужно отметить, что появление человека не сопровождалось отдельной оценкой, и лишь в конце творения как бы подведен общий итог: "И увидел Бог всё, что Он сделал, и вот это очень хорошо" Не означает ли это, что все земные творения изначально и сами по себе признавались "хорошими", а человек создан неизвестно каким, и может быть оценен только вместе с остальной природой? Во всяком случае, если Создатель давал результатам своих действий некую оценку, то, стало быть, способность отличать хорошее от плохого принадлежала изначально Ему, а не человеку. Люди же приобрели это качество только в результате грехопадения, когда вкусили от "древа познания добра и зла": "Змей сказал женщине: "…Бог знает, что в день, когда от него поедите, ваши глаза откроются, и станете, как Бог, знающими добро и зло". И сказал Бог: "Стал теперь человек как один из Нас в познании добра и зла"[5].

Таким образом, утверждается божественное происхождение морали. Бог является источником, основанием морали.

3. Особенности христианской морали

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как бог один. Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как "богооткровенные" догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские "заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

В христианском мире происхождение базовых моральных норм описывают в форме передачи Моисею самим Богом десяти заповедей. Моральные нормы христианина не исчерпываются заповедями Моисея, но дополняются осознанием необходимости и возможности духовного перерождения, о чем говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди в учении о блаженствах.

Создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истинная нравственность - это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, взаимопомощи людей.

Непосредственное отношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти. Общими, принимаемыми явным большинством являются заповеди - они же моральные нормы - "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего", "почитай отца твоего и мать твою", "не желай дома ближнего твоего <... > ничего, что у ближнего твоего".

Несмотря на то, что далеко не все люди верят в Бога и, следовательно, не верят в божественное происхождение моральных заповедей христианства, подавляющее большинство населения современных западной и восточнославянской цивилизаций принимают общие базовые моральные нормы в редакции, так или иначе близкой к десяти заповедям. Общими для всех - верующих и неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин, представителей различных национальностей и разного образовательного уровня - являются не все десять заповедей, а лишь их часть, поскольку другая часть, как говорилось выше относится к чисто религиозным постулатам.

Христиане считают свою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: "возлюби ближнего своего, как самого себя".

Через устную и печатную проповедь, через эмоционально насыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего, кодекс христианской морали верующего оказывает воздействие на нравственное сознание человека, а через последнее - на его практическую мораль. Это кодекс дает верующему идеал праведной с точки зрения христианства жизни, который накладывает отпечаток на все поведение человека, его привычки, быт.

В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный "нравственный закон". Христианин "чувствует присутствие божественного нравственного закона", ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным.