Смекни!
smekni.com

Христианская этика (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 .Христианская этика

1.1 Тема ненасилия в христианской этике

1.2 Жизнь и миссия Моисея

1.3 Законодательство Моисея

1.4 Справедливость и милосердие

2. Иисус Христос: мораль и религия

2.1 «Любите врагов ваших»

2.2 «Царство мое не от мира сего»

2.3 «Как я возлюбил вас»

3. Свобода человека в христианстве

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и свод норм поведения. Посмотрим, так ли это.

Термин «мораль» - и по содержанию, и по истории возникновения - латинский аналог термина «этика». На его базе Цицерон образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики.

В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет и их историю. В русском словаре 1704 г. Есть слово «нрав», но еще нет слова «нравственный». В словаре 1780 г. Есть уже слово «нравственный», но нет «нравственности», и только в 1793 г. В словаре появляется слово «нравственность». Интересно, что немецкий термин, обозначающий нравственность, также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В современном - и живом, и литературном - языке все три термина являются взаимозаменяемыми.

Теперь можно сделать вывод, что в строгом смысле этика не является наукой. Аристотель говорил, что ее предметом являются не знания, а поступки. Этику было бы точнее определить не как науку о морали, а как моральный опыт .

1.ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА

1.1. Тема ненасилия в христианской этике.

В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческое, освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то, что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными. В Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей и средств преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.

Уже в текстах ветхого Завета насилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах преодолевается только частично.

В отношении агрессии извне народ Израиля должен был придерживаться закона талиона, который запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за зуб», и не более. Этот закон знаменует важный шаг в развитии культуры, связанный с возвышением характера человеческих отношений между народами.

Во внутренней жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество, стремившееся приблизить божественный «Шалом».

Остановимся подробнее на этом понятии. Шалом - это образ справедливого и умиротворенного общества и человечества. Шалом означает примирение между всеми людьми, примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и всем тварным миром. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Что это значило для народа Израиля? Поклонение только одному и Единственному Богу Справедливости, Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонения богам силы, богатства, воинственности. Обеспечение основных человеческих прав слабых, обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов - наравне со всеми членами общины.

Это ненасильственное сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком справедливости.

В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей деятельностью: это-самоотверженная любовь.

1.2. Жизнь и миссия Моисея.

Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного . Во-первых, над человеком есть бог, воле которого он должен безусловно повиноваться. Во- вторых, человеческий индивид не существует сам по себе, а является частицей более широкой исторической общности - народа. И связь с богом, и принадлежность к народу образую поле справедливости. На котором только и могут взрасти семена человеческого согласия и благополучия.

Единственным источником сведений о жизни и учении Моисея является Пятикнижие, именуемое в иудейской традиции Торой и составляющее основу Ветхого Завета. Основные нравственные принципы Моисея составляют цельный кодекс из десяти заповедей. Десять заповедей в Библии повторяются дважды, в книгах «Исход» и «Второзаконие». Есть и третья версия, которая не совпадает с двумя названными буквально, хотя тоже является компактной - в книге Левит.

Основная жизненная миссия Моисея, в рамках которой разворачивается его религиозная и нравственно-законодательная деятельность, - вывести евреев из Египта. Они прибыли туда в свое время желанными гостями, спасаясь от голода. С течением времени их стали преследовать из-за того, что они стали многочисленнее и сильнее самих египтян. Опасаясь конкуренции со стороны сынов Израиля, египтяне поработили их, изнуряя тяжкой работой и дурно обращаясь.

1.3. Законодательство Моисея.

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого места в мире.

В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Бог, народ, справедливость - так кратко можно обозначить суть учения Моисея.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия.

Обычно принято подразделят заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и вторые шесть, относящиеся к сфере мирского права.

Исключительно важной с точки зрения связи бога и народа является четвертая заповедь. Она гласит: «Помни день отдохновения». В ней отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение приписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение.

Существует прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый во времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно интерпретировать в качестве нравственных требований:

-Безусловность , изначальность. Они вводятся как прямые и первые указания бога. Мораль выводится через противопоставление, отрицание корысти и целесообразности мира. Она не только не ставит себе задачи вписаться в причинно-следственные связи мирской жизни, но полагает, что мирская жизнь обязана оправдаться перед ней. Мораль уходит корнями в непостижимые глубины бесконечного, она абсолютна.

-Категоричность. Они подлежат исполнению без каких-либо оговорок и ограничений. Моисей связывает выполнение заповедей с благодеяниями. Однако не благодеяния придают им истинность, а ,напротив, из их истинности вытекают благодеяния. Благодеяния - не условие, а следствие: только соблюдая заповеди, вы сможете жить, в противном случае погибнете.

-Всеобщность. Этот признак применительно к Декалогу является спорным. Нельзя рассматривать в качестве всеобщих первую и четвертую заповеди, в которых Яхве выступает как национально ориентированный бог. Да и остальные могут считаться таковыми, только если вырвать их из контекста Декалога, а сам Декалог - из контекста всей программы Пятикнижия. Тем не менее так оно и случилось. Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс.

Как мы уже отмечали, Яхве и Моисей обращаются не к отдельным индивидам, они ведут диалог с Израилем как целым. Их задача - воспитание, наставление, возвышение народа. Их задача - государственное устройство Израиля, создание политического пространства для становления и развития народа. Моисей учил не как философ, а как законодатель. Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона. Поэтому он интересовался по преимуществу поступками, а не состоянием души и распространял ответственность за деяния на потомков, что с государственно-политической точки зрения было боагоразумно и эффективно.