Смекни!
smekni.com

Христианство в Удмуртии (стр. 2 из 4)

Таким образом, к концу XVIIправославная церковь на вятской земле значительно окрепла и усилилась. Она превращалась здесь в мощную опору царской власти в деле закрепощения местного населения и во многом способствовала установлению и развитию феодально-крепостнических отношений в крае. Трудящиеся массы Вятской земли быстро почувствовали эксплуататорский характер православной церкви и стали активно выступать против нее. Это нашло свое выражение не только в прямых столкновениях с церковно-монастырскими угнетателями, но и в идейной борьбе с официальным православием.

3. Христианизация удмуртов

В 1670 году казацкая беднота и бежавшие на Дон крепостные крестьяне подняли восстание, которое возглавил С.Т.Разин. Оно было поддержано чувашами, мари, татарами, и удмуртами камского правобережья. Это показало правительству, сколь ненадежно его влияния среди народов народов Поволжья и Прикамья. Поэтому после подавления восстания оно стало принимать меры к укреплению своей власти в этом районе страны.

В 1682 году был издан указ, которым правительство запрещало продавать русским людям земли, брошенные бежавшими людьми. Эти земли предлагалось отдавать в пользование за оброк удмуртам, татарам, чувашам, мари. Этим правительство начало «усваивать» нерусских ясачных крестьян Поволжья и Прикамья. Затем в конце XVII века оно предложило воеводам следить за настроением нерусского населения. Дело дошло до того, что в 1697 году было запрещено продавать удмуртам, чувашам, мари, татарам любые железные вещи, которые можно было бы использовать как оружие.

Наряду с вышеназванными мерами самодержавие решило использовать для «успокоения» народов Поволжья и Прикамья православную церковь. С ее помощью оно рассчитывало провести христианизацию этих народов. Конечную цель данного мероприятия хорошо сформулировал церковный историк А. Можаровский. Он писал: «…для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием; тогда только казанские басурмане могли быть истинно и по духу побежденными и сделаться подданными русского христианского государства»

С начала XVIII века вятское и казанское духовенство стало предпринимать уже организованные попытки по обращению удмуртов в православие. Но особыми успехами в этом деле священнослужители похвастаться не могли. Так, в справке, данной архиерейским приказом епископу Вениамину, сообщалось, что крещеных удмуртов в Вятской епархии на 1740 год числится всего четыре человека. В Казанской епархии удмуртов, принявшие крещение, на 1734 год насчитывалось 15 человек, причем среди них не было ни одной женщины.

11 сентября 1740 года был издан высочайший указ, в котором говорилось о необходимости принять меры «для умножения христианского закона и вящего утверждения в вере новокрещенных инородцев». Этим указом в городе Казани учреждалась особая новокрещенская контора (контора иноверческих дел), на которую возлагалась задача обращения в православие народов Поволжья и Прикамья. В соответствии с этим указом Казанская контора иноверческих дел стала направлять миссионеров в удмуртские, татарские, чувашские и марийские деревни для проповедования там «слова божия».

4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества

Середина XVII века ознаменовалась в России расколом Русской православной церкви, что привело к возникновению в стране крупнейшего религиозно-общественного движения, известного под названием старообрядчества. Поводом к нему послужили церковные реформы, проведённые патриархом Никоном. Они ставили целью установить единство в церковных обрядах и ликвидировать разночтения в богослужебных книгах, которые возникли в свое время как результат феодальной раздробленности русских земель и деятельность малограмотных в своей основной массе священников и переписчиков книг. Без ликвидации пестроты религиозных обрядов и разночтений в богослужебных книгах было невозможно превратить церковь в более эффективное орудие воздействия на народные массы и обеспечить тем самым прочный союз с дворянским государством.

Имея все это в виду, патриарх Никон в марте 1653 года разослал по церквам «Память», которой вводил единые по всей стране обряды. Были ликвидированы разночтения в церковных книгах. Но в этом документе содержались и некоторые нововведения: вместо двуперстного крестного знамения вводилось троеперстие, восьмиконечный крест заменялся шестиконечным, сокращалось количество обязательных поклонов, а земные поклоны заменялись поясными и т.п.

Эти новшества показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви.

Протестовало против нововведения Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но в конечном счете покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Однако подлинной причиной раскола Русской православной церкви являются, конечно, не реформы Никона и не протесты консервативно настроенной части духовенства. Решающую роль в этом деле сыграли те глубокие социальные изменения и классовые противоречия, которые оказались характерными, для России середины XVIIвека.

5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае

Поражение в войне, которую вели крестьяне под руководством Е. И. Пугачева с дворянским государством, оказало существенное влияние на содержание старообрядческого движения. Оно вызвало настроение отчаяния и безысходности среди его сторонников, что повело в усилению их религиозности. И хотя они по-прежнему проклинали окружающую действительность и официальную церковь, но теперь уже не надеялись установить справедливые порядки собственными силами, а полагались в этом деле лишь на бога. Это повело к утрате старообрядчеством своего значения как формы народного протеста под религиозным флагом против усиления крепостнической политики правительства. С течением времени оно все больше становилось чисто религиозным явлением. Но в таком качестве «старая вера» получила новый простор для своего распространения в крае, ибо потребность в религиозном утешении у крестьян после поражения в открытой борьбе с дворянским государством усилилась, а утешаться в официальном православии они не желали.

Изменению содержания старообрядческого движения на территории Вятской губернии способствовали и другие причины. Дело в том, что в конце XVIII и начале XIX века здесь достаточно активно стал развиваться процесс расслоения крестьян. Богатые из них начинают заводить лавки в городах губернии, торговать на ярмарках и т.п. По данным 4-й ревизии 1782 года, в городах губернии насчитывалось 578 купцов, из которых 150 являлись выходцами из крестьянской среды. Причем более всего таких купцов оказалось на территории тех уездов губернии, из которых сложилась территория современной Удмуртии. Кроме того, из крестьянской среды в конце XVIII и начале XIX века начали выделяться лесопромышленники, которые вели дело с достаточным размахом: в здешних лесах трудилось в то время до 20 тысяч человек. Вышедшие из крестьянской среды купцы и лесопромышленники оказались в своем большинстве сторонниками «старой веры». Их постоянные разъезды с деловыми целями позволяли им заниматься пропагандой своего вероучения и критиковать православие в различных местах Вятской губернии. Они же занимались торговлей старообрядческими книгами и иконами. Подобная деятельность способствовала распространению «старой веры» по всему краю.

6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии

Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые были предметом постоянного внимания православного духовенства и полиции. Но прежде чем дать географию этих центров, необходимо сделать небольшое пояснение.

Дело в том, что старообрядчество, или «старая вера», - это лишь общее название тех различных религиозных течений в русском православии, которые не признавали церковной реформы Никона. Социальная пестрота сторонников «старой веры»» и их территориальная разобщенность способствовали тому, что старообрядчество никогда не представляло собой чего-либо единого ни в организационном, ни в идеологическом плане. Уже в конце XVII века оно распалось на два основных течения – поповщину и беглопоповщину. В начале XVIII века из-за споров не только по обрядности, но и по вопросам, которые имели социальную подоплеку, дифференциация старообрядцев продолжалась. С течением времени появилось большое число всевозможных толков и согласий, Так, в старообрядческой поповщине имелись беглопоповский толк, Австрийское согласие (Белокриницкая иеархия), Беловодская иеархия и так называемое единое. В беспоповщине появились даниловцы (поморцы), федосеевский толк, филипповский толк, страннический толк, (бегуны), спасовский толк и т.д.