Смекни!
smekni.com

Языческие воззрения славянских народов (стр. 2 из 3)

Каждый из этапов находился в соответствии с климатическими, географическими, политическими и прочими внешними условиями обитания какого-то конкретного племени или народа. И язычество любого из народов проходило схожие этапы в своём развитии. По общим законам развивалось и язычество наших предков — славян.


4 Пантеон славянских богов

В пантеоне языческих божеств каждый персонаж обладал своими определёнными характеристиками, своей отведённой только ему ролью и находился в довольно тесной связи с остальными божествами. Фактически, наши предки-славяне представляли пантеон своих богов в форме родовой общины. У славян среди богов был свой старейшина, свой князь-воевода, свой кудесник, скотовод и многие другие.

Каждое племя имело своего особо чтимого бога-покровителя. Но при этом оно признавало и всех остальных славянских божеств, которые могли носить разные имена и немного различающиеся свойства и характеристики.

Первым верховным божеством языческих народов становилась Великая богиня, мать мира и прочих богов. Первобытные народы изображали её чаще всего обнажённой, с полными формами, которые символизировали плодовитость, способность к деторождению. Вплоть до бронзового века, когда главой первобытного племени-общины была женщина, эта Великая богиня чтилась как верховное божество всего пантеона. Когда произошёл переход от мотыги, женского орудия земледелия, к плугу, которым работали мужчины, главой племени стал мужчина. Но и после того, как главным божеством становился мужской бог, люди продолжали чтить её как родительницу всего живого, источник жизни на земле.

У славян роль такой богини играла Матерь Лада, или, как её ещё звали в зависимости от места и времени почитания, Кострома, Мокошь, Мать-Сыра земля, Весна, Пятница и др. Исследователь Дмитрий Михайлович Дудко высказывает также предположение, что со временем, после принятия племенем христианства, её культ в народе частично трансформировался в почитание Богоматери или святой Параскевы-Пятницы, и он находит этому несколько довольно явных подтверждений.

Чествование этой богини происходило весной, когда настаёт пора засевать зерно. В это время Лада уходила в нижний, подводный и подземный, мир, этим давая земле плодородие и хороший урожай нашим предком. Празднования, как правило, проводились на возвышенных местах (так называемые «Лысые горы»), где иногда разыгрывались целые представления. Девушку, изображавшую Кострому, убивала Смерть, а затем их обоих топили в реке. Или же соломенное чучело, также символизировавшее Ладу, торжественно выносили и топили в реке. Кроме того, посвящённые Ладе песни исполнялись на свадьбы и на святки.

Другиой важной датой, посвящённой ей, была ночь на 24 июня, праздник летнего солнцеворота. «Эта ночь особенно славилась любовным разгулом. Пляски, прыжки влюбленных парочек через костер и совместное купание перерастали в оргию, когда даже супружеская измена за грех не считалась» - пишет Д.М. Дудко. И дальше он замечает, что, раз 25 марта Земля рожала, то, следовательно, беременела она именно в эту ночь. Так что подобные действия не стоит путать с шабашами сатанистов. Все эти действия имели глубокое символическое наполнение. В другое же время наши предки чтили супружескую верность.

Мужем Великой богини-матери изначально был Хозяин зверей. В славянской мифологии эту роль играл Волос, Велес или Месяц, Мерот, Жыцень. В условиях присваивающего хозяйства у славянских народов он обрёл функции покровителя скота, богатства, а также был шаманом и богом умерших предков. Изображался обычно Велес в виде медведя (один из древнейших богов человечества), либо в виде змеи. Он обладает большой мудростью, умеет превращаться в различных животных. Имя Баяна, Велесова внука, свидетельствует о том, что тот был рассказчиком, сказителем, а кроме того - колдуном, волхвом (bajan — чародей, волхв).

Кроме того, славяне обращались к нему за помощью при занятиях земледелием. По всей Европе был распространён обряд, предписывавший оставлять несжатым последний пучок колосьев на борозде. У славян этот обряд назывался «завить Велесу бороду».

Волос был не только земным пастухом, но и небесным. Во многих загадках, колядках, песнях можно видеть образ Месяца как пастуха звёзд. При этом прослеживается известный многим индоевропейским народам миф о том, что Месяц состоял в браке с Солнцем. Учитывая то, что Солнце - это небесный образ Великой Матери, интересно наблюдать соответствие этому поверью в обряде, согласно которому рядом с последним пучком колосьев на борозде ставили Бабу - последний сноп, олицетворение Лады.

Как уже было сказано выше, чтился Велес и покровителем умерших предков, который управляет загробным миром. Поэтому Велес, будучи покровителем богатства, домашнего благополучия и одновременно заведуя миром мёртвых, был, судя по всему, чем-то вроде верховного домового.

Бог-патриарх, старейшина общины божеств, олицетворявший (в отличие от ночного Велеса) светлое дневное небо, звался у древних индоевропейцев deiwo. При этом, как уже было сказано выше, только иранцы и славяне дивами называли злых духов, а бога дневного неба называли другим словом, происходящим от индоевропейского «бхагос».

Другим именем бога у славян было «Род». Род был не просто могущественным существом, супругом Великой богини Лады, сменившим Велеса, но и носителем моральных, культурных, этических норм. Эти нормы были довольно-таки христианскими (доброта, справедливость, честность).

Род был типичным для индоевропейских народов представителем верховного, космического, всеобъемлющего бога. Как и его индийский, иранский, римский аналоги, он изображался четырёхликим, что олицетворяет четыре стороны света, имеел три слоя по вертикали (небо, землю и преисподнюю). Кроме того, бог был и повелителем времён года. Он - сила, которая пронизывает всю вселенную, оплодотворяет землю, дающая всему живому энергию и силу. Одним из наиболее знаменитых изображений этого верховного бога у славян является Збручский идол, на котором все вышеописанные характеристики нашли своё отражение.

В борьбе за мировое господство Роду противостоит другое могущественное божество - его брат Чернобог. Как и его светлый антипод, Чернобог является старейшиной своего племени, отцом семейства тёмных божеств, супругом Бабы-Яги. Он богат, но богатство его никому не приносит добра. В ряде случаев он даже может помочь людям, но всегда за определённую плату, часто связанную с нарушением морально-этических устоев. Для него характерно не распространение благоденствия, а наоборот, он сеет бесплодие, смерть и холод. Это трёхголовое божество, иначе называвшееся Триглав или Троян. Три головы символизировали власть над тремя мирами (небесный мир, земной и подземный). То есть, этот персонаж выступает как соперник, конкурент Рода за власть над вселенной, а община, главой которой он является - это противоборствующая светлой плеяде земледельческих божеств община, носительница противоположных моральных ценностей.

Бог ветров, Стрибог (Пантелей, Касьян, Вий, Соловей-разбойник), был очень неоднозначным персонажем в древнеславянской мифологии. Это связано с тем, что ветры могли принести нашим предкам как полезные дождевые тучи, от котоырх зависит урожай, так и губительные стихийные бедствия, грозившие уничтожить не только посевы, но и нанести много другого вреда.

В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, Касьяна (святой Касьян Немилостивый) прямо признавали врагом всего человеческого рода. Там ходила легенда о том, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двенадцати цепях, за двенадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор (моровое поветрие). Злые (губительные) ветры славяне, подобно иранцам, считали чудовищем, врагом громовника. Недаром в былинах об Илье-Муромце, который отождествлялся с Ильёй-пророком, Соловей-разбойник, убивающий всё живое своим свистом, может быть побеждён только Ильёй-Муромцем. Благой же стороной Стрибога выступает обычно Пантелей или Погода.

Первочеловек, небесный кузнец и земледелец Сварог - не только культурный герой, но и божество космического, вселенского масштаба. У него есть сын Даждьбог, бог Солнца. При Свароге с неба упали клещи, и после этого люди стали ковать оружие. Кроме того, Сварог являлся учредителем моногамного брака на земле и сурово карал его нарушителей.

Перуна, бога-громовержца, многие знают из школьных учебников как верховного бога в пантеоне славян. Но на самом деле, главным богом его почитали в основном представители воинского сословия. До того, как это сословие стало главным в жизни племени, верховным богом был, как уже говорилось выше, Род.

О родословной Перуна известно немного. Учитывая тот факт, что в народе его отождествляли с Ильёй-Муромцем, который был сыном пахаря, а в белорусском варианте - кузнеца, можно предположить, что его отцом был Сварог. Таким образом, Перун был братом Даждьбога. Перуна в народе боялись и не любили за суровость, но почитали за справедливость. В общине славянских богов он был князем-воеводой, который постепенно прибирал к своим рукам верховную власть.

Одним из самых любимых в народе богов был бог Солнца, Даждьбог. Это справедливое божество, даже суровое, но не жестокое. Можно сказать, это - своего рода рыцарь Света и Правды, защищающий их в земном мире, не дающий ему обратиться в страну Чернобога. Он является первым царём и предком людей. В общине богов ему отведена роль подручного в дружине Перуна.

Третьим из сыновей Сварога был Ярила, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, а также сексуального начала. Ярила, в отличие от Перуна и Даждьбога, далеко не образец добродетели и не суровый каратель грешников. Ему не чуждо стремление к разгульному и необузданному веселью. Но в случае надобности он способен и пойти на серьёзные жертвы ради других, вплоть до того, чтобы отдать жизнь. При этом он всегда потом воскресает. В жизни славянских богов ему отведена роль воина, а также пастуха, земледельца или охотника, и на верховную власть он не претендует.