Смекни!
smekni.com

Иудаизм: история развития и современное состояние (стр. 7 из 7)

Понятия «народ Израиля» или «еврейский народ» кажутся теперь чисто религиозным конструктом. Однако они остаются актуальными и для евреев, потерявших связь с религией или даже принявших другую веру - в той степени, в которой они сами и/или их окружение продолжают считать их евреями. И, если рассматривать иудаизм максимально широко, можно, по всей видимости, говорить об иудаизме, практикуемом евреями, не считающими себя религиозными иудеями. Этническое самоопределение евреев содержит в себе и религиозный элемент. Веру в свою причастность к еврейскому народу в целом (т.е. к «народу», состоящему из различных этнических групп, не объединенных ни государством, ни какой-либо иной социальной структурой) можно рассматривать как минимальное определение иудаизма, а стереотипы поведения, связанные с этой верой - как религиозные практики.

Исходя из вышеизложенного материала, попробую задать такой вопрос: «можно ли рассматривать иудаизм как одну из мировых религий, возвещающих человечеству свою универсальную истину, или же это архаичная, замкнутая в этнических границах и не претендующая на всеобщность традиция?»

Казалось бы, ответ очевиден: да, это ограниченная, этническая религия. Ведь в самом иудаизме лишь евреи считаются обязанными придерживаться Торы во всей ее полноте. Однако, если только выйти за рамки религиозных представлений и обратиться к фактам, картина окажется несколько иной.

Хотя религия рассматривает многочисленные еврейские общины как рассеянные по свету части единого народа Израиля, их этническое единство отнюдь не очевидно. Общины различаются весьма существенно по языку и культуре; члены этих общин могут даже принадлежать к разным расам. Любой человек, независимо от происхождения, может войти в такую общину, приняв иудаизм. При этом он меняет не только образ жизни, но и предков: он получает право и обязанность вместе с другими евреями говорить в молитве «Благодарим Тебя... за то, что дал в наследие отцам нашим землю прекрасную...».


Список литературы

1. Барац А. Лики Торы. - М. Иерусалим, 1995.

2. Вайн Ш.Т. Новый путь в иудаизме: Быть евреем, веря в разум и чувство собственного достоинства.- М., 1998.

3. Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим - М., 1993.

4. Иегуда Галеви. Кузари. Пер. Г.Липш.- Иерусалим 1980

5. Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

6. Лаврентьева Е., Булахова У., Лаврович Е., Медведько Ю., Шевченко А.: Все религии мира. Антология; Под ред. Е. Кузьминой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

7. Маймонид. Предисловие к Мишне Тора (русский перевод см. Айзенберг И. Что такое Тора?

8. Мандельштам Л.И. Из записок первого еврея-студента в России(1839-40). Пережитое, I. СПб., 1910.

9. Пилкингтон С. М. Иудаизм. М. 1999.

10. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: ЮНИТИ", 1998.

11. Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. - Иерусалим, 1999.

12. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

13. Штейнзальц А. Творящее слово. М., 1996.