Смекни!
smekni.com

Древнегреческая мифология (стр. 2 из 7)

В фактических образах мифологии широко отражены реальные черты окружающего мира. Все природные и социальные реалии должны быть укоренены в мифе, найти в нем свои истоки, объяснение, они все должны иметь свой миф.

Мифы творения – это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит миф.

Ситуация мифического творения включает три основные «роли» - объект, источник и субъект.

Важнейшая особенность греческой мифологии – относительно меньший удельный вес культовых и космотеогонических мифов. Отрыв от культа способствует развитию сказочных мотивов и стиранию грани между способами обрисовки богов и героев. Поэтому греческую мифологию втянуты многочисленные исторические предания и сказки, судьбы богов. Греческой мифологии свойствен антропоцентризм: главное внимание приковано к человеческим судьбам. Боги в греческих мифах предельно отдалены от природных явлений, и ассоциируются, и рядом с прямыми олицетворениями сил природы (ночи, солнца, мрака, зари и т.п.), и с играющими самостоятельные роли, здесь фигурируют боги, для которых моделирование конкретных природных явлений составляет лишь одни из многочисленных аспектов образа.

3. Греческая мифология

Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия,она была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология -это не только и не столько мир религиозных представлений,это мир греков вообще, это сложное и обширное целое,куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Мыслительно-чувственное обобщение действительности, которая именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытно-общинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью первого тысячелетия до н.э., но истоки, которой уходили в бездны тысячелетий. Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове – Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И так один за другим рождаются слова – мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих над миром. Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникла и развивается еще до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях. Среди главных источников для изучения всех периодов мифологического развития Греции в первую очередь назовем героические поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Трагики V в. до н.э. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в своих сюжетах мифологию героизма во всей ее сложности и гибельной безысходности.У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники – боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Эти страшные полуптицы – полуженщины прекрасны своим искусством пения, но ужасны своей дикостью. Гомеровская мифология – это красота героических подвигов. В мире этой красоты мрачные силы заключены в Тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертельными. Гибнут Медуза Горгона, Пифеи, Ехидна, Химера. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми кто покушается нарушить гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерти и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора, в которую боги вкладывают лживую душу. Так рождается от Зевса и Немесиды, богини мести, Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские троянские герои. Прекрасные женщины – Даная, Селена или Алкмена,- соблазняют, как Каронида или Кассандра. Но еще важнее та внутренняя красота, которая наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического мудрого вдохновения.

Доклассический период

Доклассический период мифологического развития совпадает с периодом собирательно-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейших, то есть материнской общины или,как принято говорить,он связан с матриархально-родовым строем. В связи с этим доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата. Но так как это древнейший период, то он вполне может называться архаическим.

Древнейшая ступень мифологии именуется к тому же доолимпийской или дофессалийской. Древний человек, погруженный в стихию природы, воспринимает ее как нечто дисгармоничное, ужасное, страшное, чудовищное, что определяется термином «тератоморфизм» (греч. чудовище, чудо), а сама мифология -тератоморфной, то есть имеющей дело с чудовищными образами, а значит и с чудесами, подстерегающими человека на каждом шагу, вызывающими у него и ужас, и удивление. В специфике до классической мифологии – это слияние архаического человека с природным миром, ощущение себя, как вообще всего животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери – материи.

Одним из важнейших принципов этой архаической мифологииявляется господство в мире несоразмерности,беспорядочности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Это станет понятным,если учесть, что в период собирательства и охоты, когда человек, проявляет себя достаточно пассивно, природная жизнь воспринимается им как смутное, беспорядочное течение явлений, без твердо очерченных образов и границ, когда человек не может себе представить жизненную силу вне того или иного предмета или существа. Вот почему каждая частица природы, все ее порождения сменяют друг друга в бесконечном чередовании жизни и смерти, ибо вечна только сама мать — земля, из лона которой все появляется на свет и которая принимает в себя всех уходящих в небытие. Архаическая мифология характерна именно своим фетишизмом.

Так, в течении всей античности Зевса в городе Сикионе почитали в виде каменной пирамиды. На острове Делосе показывали грубый ствол дерева, именуя его матерью Аполлона и Артемиды, богиней Лето. В городе Феспия был священный камень, считавшийся воплощением божества любви Эрота, а в Спарте особо почитали два бревна, соединенные перекладиной,- двух неразлучных братьев Диоскуров — Кастора и Полидевка, сыновей Зевса.Безымянные фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь как бы их древнейшим воплощение. В Греции особенно был развит фитоморфный фетишизм, то есть почитание деревьев и растений, таких, как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб. В каждом дереве заключалась особенная таинственная, так называемая магическая сила, дающая жизнь, слитая с физическим бытием самого дерева. Греки оберегали священные рощи, полагая, что ущерб, нанесенный дереву, может оскорбить, то древесное существо, что в нем обитает и составляет его сущность. Но и животный мир — птицы, звери, пресмыкающиеся тоже воспринимался в мифологической архаике зооморфными фетишами. Они имели свой язык, свою потаенную мудрость и особую силу оборотничества.

Недаром классический Аполлон Волкоубийца сам некогда был волком-оборотнем, пожирателем детей. Глубинная мудрость земли воплощалась в змее. А богиня Гера, супруга Зевса, принимала в Сикионе поклонение в виде священной коровы. Гомеровский эпос именует эту прекрасную богиню волоокой, напоминая нам о временах зооморфного фетишизма. Показателен Гомеровский 7 гимн к богу Дионису, воспевающий, силу и многоликость этого божества неиссякаемых природных сил, благодетеля человека ( виноградная лоза -его дар )и страдальца, живительный виноградный сок -Дионисова кровь, впитавшаяся в землю. Захваченный морскими разбойниками, Дионис испробовал на них чудеса своей божественной мощи. Он явился им красавцем с иссиня -черными кудрями, в пурпурном плаще, полный внутреннего спокойствия. Когда разбойники схватили его и связали, он мгновенно разорвал путы, а на корабле начались твориться чудеса.

По палубе зажурчало благовонное вино, по мачте карабкался плющ. Сам же пленник неожиданно превратился в рычащего льва, затем в яростную медведицу, растерзал предводителя пиратов, превратил бросившихся в море похитителей в дельфинов и только тогда открыл кормчему свое божественное имя. Весь этот гимн полон архаических рудиментов — фитоморфных и зооморфных, указывающих на древнее прошлое божества стихийных сил природы. При постепенном укреплении родовой общины, когда на смену присвоения готового продукта приходит производящая этот продукт деятельность, человек уже не просто инстинктивно пользуется предметами, необходимыми для жизни, но всматривается в них, осмысляет, учится рациональному их употреблению, сам их создает, демонстрируя простейшие способности. Производя даже самые примитивные орудия труда, человек невольно останавливался на их цели, строении, назначении. Для Греческого стихийно-материалистического мифомышления характерно, что Небо -Уран не является извечным, но само порождено Землей - Геей. Независимо от Неба Земля производит на свет из своих недр горы и обитающих в них нимф, а затем и шумное море, Понт. Примечательно, что

Понт в духе архаической магии является и морским простором и живым существом, дающим начало новому потомству.Итак, оказывается, что мир, или по-гречески космос, получает свой привычный вид благодаря жизненной силе земли. Наряду с землей среди первых четырех вселенских потенций нашел себе место Эрос, сила которого покоряет живую душу и лишает ее разума.