Смекни!
smekni.com

Социология религии (стр. 2 из 8)

1. религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм)

2. религии бегства от мира (индуизм, буддизм)

3. религии овладения миром (иудаизм, христианство)

В значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях – харизмы и пророчества. В отличии от Дюркгейма Вебера интересуют прежде всего мировые религии, т.е. те, которые имеют наибольшее число последователей и оказывают наибольшее влияние на ход истории. «Расколдование мира» – это процесс, в ходе которого из соотношения «цель-средство» шаг за шагом устраняются элементы магических практик. Начало этого процесса Вебер видел в пророческом иудаизме с его отрицанием идолов, культов плодородия и пр.

ХАРИЗМА (греч. "божественный дар, благодать, милость") - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

В харизматической группе нет организационной структуры, нет служебной иерархии, все строится на зависимости от лидера. Роли членов таких групп определяются их отношением к лидеру. В нем они приобщены к Священному, это община святых. Еще отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы. Нет ритуала. Начало всех универсальных религий спасения отличает поразительная простота. Дальнейший их путь идет через догматизацию и организацию,

ПРОРОЧЕСТВО - прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в большинстве древних и современных религий. Пророк (от греч. "предсказатель") послан богом, чтобы донести людям некую весть. Таким образом, он выступает глашатаем самого бога. В более широком смысле пророком называют человека, который возвещает волю божества. Такие пророчества могут подтверждаться видениями, "вещими" снами или метанием жребия. Так как бог может обозначить свою волю во время богослужения, пророка часто отождествляют со священником, шаманом, предсказателем - кудесником или мистиком.

2. Хозяйственная этика мировых религий

Кратко: В кальвинистском учении о предопределении, согласно которому Бог по непостижимым для людей соображениям избрал одних к вечной жизни, а других проклял и осудил, экономический успех становился серьезным знаком избранности и особого предназначения. Религиозная – аскетическая установка направляла все жизненные силы и энергию в русло трудовой профессиональной деятельности, культивировала трудовую этику, утверждавшую угодные Богу качества: добросовестность и обязательность расчетов, рациональное поведение, основанное на отношении к профессии как к призванию. Вебер не утверждал, что для развития капитализма нужен протестантизм. Хозяйственная этика, особая технология, которую, предполагает промышленным капитализмом, в Европе действительно была выработана в 16-17 веках на основе протестантизма, но она может иметь и другую мотивацию («и притом не обязательно религиозную).В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер обосновывает тезис, согласно которому аскетический протестантизм внес решающий вклад в становление капитализма, общество современного индустриального типа. Анализ хозяйственной этики мировых религий позволил Веберу в более общей форме обосновать соц.теорию, в рамках которой религия рассматривается как фактор соц. измениния и более широко представляется проблема «религия и экономика». Мировые религии Вебер противопоставляет «магическому символизму», который стереотипизацию разных видов деятельности, в том числе и хозяйственной. Религии спасения способствовали, рационализации социализации деятельности, вводя такой фактор регуляции, как этика. Отклонение между религией и хозяйственной деятельностью является одним из аспектов отношения религий и мирской жизнью. Это отношение может быть выражено в 2 типах поведения: 1) мистика (ориентирована не на деятельность, а на обладание приобщение); 2) аскетизм (может быть направлен на отречение от мира, а может заключаться в обретении власти над природным миром).

Билет 4

1. «Расколдование мира»; угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации (М.Вебер)

Согласно взглядам немецкого социолога Макса Вебера, развитие западноевропейского общества определяется тенденцией к рационализации всех сфер общественной жизни: экономики, политики, культуры. Этот процесс он называет "расколдованием" мира. "Расколдование" означает освобождение от магического восприятия и постепенное вытеснение индивидуального поведения (социального действия, по Веберу), основанного на привычке, эмоциях или ценностях, "целерациональным действием", когда от внешнего мира заранее ожидают определенного поведения, а критерием рациональности каждого действия является его успех. Наука и разум вообще при этом выступают как инструмент, определяющий структуру мира и адекватность действия. Хотя рационализация культуры происходит независимо в различных областях, ключевым моментом для Вебера является рационализация религии, т.е. ее освобождение от магических обрядов. Наука, которая приходит им на смену, определяя взаимоотношения человека с окружающим миром, первоначально имела религиозный смысл, который впоследствии потеряла. Вектор исторического развития, по мысли Вебера, направлен от традиционного общества, в котором преобладает магическое восприятие мира, к современному, в котором мир воспринимают рационально.

Вебер считал, что в иудео-христианской "картине мира" человек понимается как "орудие Бога". Отношение к миру, свойственное этому религиозному типу, он определял как овладение миром: можно сказать, что, единый Бог, в отличие от языческих богов, стал союзником человека в его преобразовательной деятельности. Однако "парадокс рационализации" (выражение В.Шлюхтера) западного христианства, проявившийся в ходе Реформации, заключался в осознании абсолютного разрыва между миром и Богом.

2. Типология религиозных организаций; церковь и секта

Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие, ислам, католицизм и другие. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные религиозные организации. Кроме так называемых новых религиозных учений появились движения, объединения и группы, которые именуются псевдорелигиозными, оккультно-мистическими, целительскими и т.д. И на данном этапе возникла острая необходимость привести всю совокупность новых религиозных организаций к какой-либо единой типологии.

Все религиозные объединения в целом делятся на религиозные организации и религиозные группы. В понятии «религиозная организация»в сравнении с понятием «религиозное объединение» подчеркивается формально-правовой аспект деятельности первой. То есть религиозная организация регистрируется государством в качестве таковой и обладает правом юридического лица.

Религиозная группа является религиозной организацией, но незарегистрированной в качестве таковой. В свою очередь зарегистрированные религиозные организации делятся на централизованные и местные, а также организации, образованные религиозными организациями, например, печатные издания, радио, фермерские хозяйства и т.п.

Критерии для типологии новых религиозных организаций выделяются, как правило, следующие:

1. по характеристике объекта поклонения, то есть принятого идеала;

2. по отношению к личности, то есть, какую ценность имеет личность в

3. данном учении;

4. по характеристике основателя;

5. по вопросам преемства божественных качеств;

6. по особенностям обрядов, ритуалов, служений, действий.

В российской практике сегодня также существуют критерии к классификации новых религиозных организаций по степени их деструктивности. Например, И.В.Куликов выделяет следующие группы организаций, деятельность которых

Следовало бы отнести к нетрадиционным:

1. Деструктивные религиозные организации сатанисткой ориентации;

2. Деструктивные религиозные организации и религиозные группы

3. класса «экология духа, оккультизм и оккультное целительство»;

4. Неоязыческие группы;

5. Религиозные группы восточной направленности;

6. Религиозные группы западной ориентации

7. Коммерческие группы.

Билет 5

1. Р.Мертон о латентных функциях религии

Кратко: Мертон отмечал, что многие сторонники функционализма склонны абсолютизировать очевидные интегративные последствия религии и не замечать возможные дизинтегративные последствия в известных типах социальных систем Мертон выдвинул программу создания теорий «среднего уровня». Функцией он предлагал считать те наблюдательные следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, дисфункцией – те следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы ее приспособление к среде. «Группе иммигрантов религия может послужить средством консолидации, сохраняя национальной идентичности. В обществе, охваченном переменами и нестабильностью, религия может служить своего рода убежищем, обеспечивая чувство преданности и уверенности как символ сохранения традиции».