Смекни!
smekni.com

Миф как первая форма культуры (стр. 4 из 4)

Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией. [6; 112]

Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как о управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.

Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили, прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).

Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни и человеческого смысла мироздания. Потребность в мудрости осталась у человека и после разложения мифа как доминирующей формы культуры, но теперь выражением мудрости стала философия (отсюда ее название, буквально переводящееся как «любовь к мудрости»). Если в мифе вся мудрость выражалась внерациональным путем, в символических образах, то философия стремится рационально выразить и обосновать мудрость, сделать мудрость предметом рационального мышления.

Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими, если использовать термин К.Г. Юнга) формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.

Заключение

Целью данной контрольной работы выступал анализ мифа как первой формы культуры.

Были реализованы следующие задачи:

1.Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть миф как первую форму культуры.

3. Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.

И в заключении необходимо отметить, что миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и как и знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять тающую внутри себя свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и поэтому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становиться источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией

Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как об управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным» «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.

Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили, прежде всего, магический характер и были направлены на эстетические, а не мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).

Список литературы

1. А. Андрески. Старые женщины рассказывают. М., 1976.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич Знание,1996.

3. Миф как форма культуры //Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.

4. .Вейденгамлер Ю.О сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер // Культурология. ХХ век. - 1999.

5. ТопковА. Мифы и мифология в современной России / А.Топков // Статья с международной конференции, организованной Фондом Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века и др. в Шуе 11-12 сентября 2004 года.

6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

7. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1997 г.

8. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 2002.

9. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. – М.,1991г.

10. Вебер М. Наука как призвание и профессия. //Вебер М.- М., Прогресс, 1990г.

11. Кимелеев Ю.А. Современная западная философия религии- М., 1989г.

12. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума – М., 1936г.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990г.

14. Мень А. История религии. Т.1. – М. Слово., 1991г.

15. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. – М., Республика, 1992г.