Смекни!
smekni.com

Роль религии в современном обществе (стр. 3 из 4)

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.


4. Религиозные объединения в Ростовской области

Для того, чтобы представление о конфессии было наиболее полным, необходимо познакомиться с религиозными объединениями в Ростовской области. Так, в Ростовской области действует 472 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации 33 вероисповеданий, 15 миссионерских и благотворительных структур.

Самой крупной и влиятельной религиозной организаций в области является Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата – 253 прихода, организационно разделенных на 16 благочиний, все приходы имеют храмы или молитвенные дома, действует 2 мужских монастыря и 1 женский, 8 духовно-просветительских центров.

На втором месте по количеству организаций стоит Союз Церквей Евангельских христиан баптистов – 44 общины, имеют 27 молитвенных домов, остальные арендуют помещения у своих единоверцев.

Христиане веры евангельской (пятидесятники) различного организационного подчинения представлены 43 организациями, в большинстве арендуют помещения для молитвенных собраний. Адвентисты Седьмого дня – 34 общины, имеют 30 молитвенных домов. Свидетели Иеговы – 18 общин, организационно объединенных в два округа, имеют несколько молитвенных домов. Ислам представлен 17 организациями, объединенными в два управления мусульман, имеется 3 мечети, из них 2 - в приспособленных зданиях. Иудеи представлены 7 общинами, пять из которых хасиды, одна - прогрессивный иудаизм и одна - ортодоксальный иудаизм. Хасиды имеют 1 синагогу, одну иешиву, одну общеобразовательную школу. У католиков - 5 приходов, 1 храм и 1 женский монастырь. Армянская Апостольская Церковь – имеют 3 прихода. Молокане – 6 автономных общин. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 5 общин, имеют 5 помещений.

Кроме этих религиозных организаций, по экспертной оценке, в области действуют более ста религиозных групп. Некоторые из них, такие как баптисты «отделенные», не регистрируются принципиально. Часть были зарегистрированы, но по собственной воле не стали перерегистрироваться в связи с обременительностью регистрации и обязанностей юридических лиц (методисты, пресвитериане, молокане, духоборы, Церковь Христа, буддисты, пятидесятники, Свободная РПЦ, кришнаиты, бахаи, муниты, саентологии, последователи техники трансцендентальной медитации и др.). По этой же причине многие религиозные объединения имеют, наряду с зарегистрированными религиозными организациями, «дочерние» религиозные группы: малочисленные приходы РПЦ Московского Патриархата, старообрядцы, баптисты, пятидесятники, мормоны, Свидетели Иеговы, евангельские христиане, адвентисты, Армия Спасения и др.

Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений.

В сфере религиозного образования в Ростове-на-Дону работают: Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета, на пяти курсах обучается 209 чел.; Ростовское духовное училище миссионерской направленности при Ростовской епархии, обучается 30 чел.; в иешиве хасидов - обучается 40 человек. В Ростовской - на-Дону-епахии действует свыше 60-ти воскресных школ и несколько духовных центров, в большинстве протестантских организаций работают библейские школы.

Религиозные СМИ имеет Ростовская епархия. В области издаются газета «Церковный вестник» и «Свечечка», ежемесячный детский журнал. Кроме этого 7 благочиний выпускают небольшие газеты тиражом по несколько сот экземпляров. Ростовская епархия имеет собственные типографию и телестудию «Православный Дон», которая размещает свои материалы на различных телеканалах, интернет-сайт, кроме этого, 6 благочиний создали свои интернет-сайты.

Большинство религиозных организаций поддерживают международные связи и контакты, наиболее активны в этом отношении мормоны, иудеи, баптисты, пятидесятники, католики, адвентисты, свидетели Иеговы, мусульмане. В области находятся иностранные священнослужители, проповедники, миссионеры, представители различных благотворительных религиозных фондов, преподаватели библейских школ и другие.

Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений.

5. Религия в нашем обществе

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди про­блем, которые интересуют научное исследование религии,— сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они, либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама, буддизма, и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстает Отцом для всех тех, кто в него уверовал.