Смекни!
smekni.com

Влияние тоталитарных сект на современное общество на примере города Новосибирска (стр. 5 из 6)

3.2 Как происходит обработка новых членов?

Сначала новенького напичкивают разнообразной самиздатовской литературой. Если же он доверился настолько, что оставил свой рабочий или домашний телефон, то звонки с приглашением на семинары и собрания будут регулярно повторяться долгое время. И, чаще всего, ради интереса, человек решается взглянуть краем глаза на то, что происходит в самой секте и на ее обитателей. И тогда уже в каждой секте агитация за веру происходит по-разному.

В мунитской "Церкви объединения" есть термин "бомбардировка любовью". Любопытный приходит на собрание мунистов, и ему говорят о том, какой он замечательный, красивый и необычный человек. Все это не может не нравиться.

И если человек хотя бы отчасти уверовал в свою неповторимость и неординарность, начинается дальнейшая обработка: человек должен отречься от всего, что было раньше. Бывшие друзья - теперь недруги. Родственники ничего, кроме зла, ему не желают. Разные другие учения, кроме оного, - неправильные и коварные... Далее - следующая ступень обработки: отучить человека думать. Для этого дается мантра, чтобы ее повторять и повторять. У кришнаитов это "Хари Кришна", у сектантов "Богородичного центра" - "Век святых - сила праведных". Текст молитвы должен постоянно вертеться в голове у человека, что полностью, отрешит его от иных раздумий и проблем. Третья стадия - еще более усиливает отрешения от "мира сего".

Чтобы добиться стопроцентного результата, голос главы секты или его помощника звучит с динамиков магнитофона. И даже когда "клиент" находится вне секты, голос непременно звучит уже в мыслях. На занятиях в секте обучение происходит в такт какой-нибудь музыке, недоедания и недосыпания. Все это со стороны покажется достаточно простым и незамысловатым. Но в комплексе и за компанию - действует очень эффективно.

3.3 Люди, наиболее подверженные попаданию в секту[14]

Прежде всего, особенно важно отметить, что сектанты имеют хорошую способность оценивать намеченные жертвы, чтобы сделать их новыми членами секты. Их усилия бывают направлены на людей, которые находятся в непривычной, неприятной ситуации: психологической, социально-бытовой, личной.

В основном, попадают под влияние сект люди, которые:

· устроились на новую работу;

· стали пенсионерами;

· потеряли близкого человека (смерть, развод);

· лишились работы;

· отдыхают, путешествуют;

· только что стали студентами;

· находятся в переходном возрасте;

· оказались в незнакомом городе, районе или в чужой стране как эмигранты (беженцы)

Кроме этих категорий людей для тоталитарных сект интерес представляют люди, долгое время находящиеся в стрессовом состоянии. Например:

· не имеющие работу продолжительное время;

· состоящие в неудачном браке;

· имеющие непреодолимые проблемы на работе;

· неоднократно пережившие неудачи в социальном, профессиональном или личном плане;

· дети, которых давно не понимают родители, либо дети из «трудных» семей;

· люди, не имеющие друзей и приятелей;

· «изгои» общества, ощущающие враждебность страны, общества, сослуживцев, соседей и так далее.

3.4 Методы вербовки

Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

· Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

· Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

· Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.

· Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Насколько предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?";

- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?".

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу". Вербуемому могут назвать название собрания очень далекое от истины, лишь бы только заинтересовать его. То есть вербовщики очень тонкие психологи, они знают (или пытаются узнать в конкретном человеке) ранимые места человеческой души, интересы человека или фантазии, и предложить посетить то место, где, как они говорят, вербуемый получит удовлетворение в своих потребностях. Вербовщики очень хитры и обходительны, они умеют надевать маски дружелюбных и приветливых людей, хотя внутри таковыми могут и не являться.

Заключение

Целью работы было исследование влияния сект на современное общество. На основе анализа теоретического материала и опроса учащихся 10-11 классов были сделаны следующие выводы:

· Традиционные религии в современном обществе соседствуют с новыми религиозными организациями, многие из которых носят деструктивный характер.

· Подобные деструктивные секты опасны и могут приносить ущерб, как отдельной личности, так и обществу в целом. Попавшим в такие секты людям может понадобиться квалифицированная помощь.

· Опрос учащихся 10-11 классов школы №4 показал, что 70% опрошенных не имеют представления о потенциальном ущербе от тоталитарных сект (примером тому служит тот факт, что опрошенные допускали мысль посещения того или иного сектантского собрания).

Мы собираемся продолжать дальнейшее изучение особенностей тоталитарных сект, и считаем, что для реализации конституционного права на свободу совести необходимо быть осведомленным о проблеме сект в современном обществе.

Список литературы

1) Волков Е. Н. «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных сектах» (Журнал практического психолога)

2) Информационно-консультационный центр при Соборе Святого Александра Невского. Краткий справочник «Религии и секты современной России». Новосибирск.,1997 год

3) Куликов И. «Новые организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера». Москва.,1999 год

4) Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». Белгород.,2000 год

5) Материалы международной конференции. «Тоталитарные секты и демократическое государство». Новосибирск..,2005 год

6) www.aferizm.ru

7) www.iriney.ru

Приложение №1

Опросник - анкета (2006 год)

Вопросы:

1. Что такое секта?

2. О каких сектах вы слышали?

3. Как вы думаете, как образовывается секта?

4. Ваше отношение к сектам.

5. Знаете ли вы людей, которые состоят в каких-либо сектах?

6. Подходили ли к вам когда-нибудь на улице какие-нибудь неизвестные вам люди, приглашали ли они вас в какие-нибудь сомнительные места или давали вам в руки религиозные или антирелигиозные листовки?

7. Хотели ли бы вы сами посетить сектантское собрание?

Ответы:

Было опрошено 77 человек.

1.

· Это сборище людей с общими идеями, мыслями;

· Наркоманы, фанатики, сумасшедшие;

· Сборище слабовольных людей, удерживаемое чаще всего с помощью психологического воздействия;