Смекни!
smekni.com

Проповедь о человеческих судьбах (стр. 2 из 3)

Посмотрите на судьбу святого Саввы! разве можно подумать, что монахи святогорцы случайно пришли на двор Немани? И что слепая случайность оставила их на несколько дней наедине с князем Растко Неманичем в беседах о жизни подвижников и отшельников на Афоне? Нет, не случайность, а Промысл Божий, ибо по сердцу юного Растко Всевидящий определил его судьбу, предназначив его быть отцом целого народа на многие века и для многих поколений. Разные человеческие судьбы складываются в зависимости от качеств человеческого сердца и по непостижимому творчеству Создателя. Чадо, дай Мне сердце твое!, говорил Господь людям через пророка. А Спаситель сказал - «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены». Вот два обстоятельства, которые определяют судьбу человека. Наш долг исправить сердце, а остальное устроит всесильная власть Божия. Тот, кто по гордости все в своей судьбе приписывает только себе, отрицает власть Божию; а те, кто все ответственность перекладывает на Бога, отрицает свою ответственность.

Стоит человеку изменить свое сердце, меняется и его судьба. Мы часто говорим о переменчивости судьбы, но редко исследуем причину этой переменчивости. Однако, причина - наше сердце. Неустойчиво и переменчиво наше сердце, поэтому Творец Судеб меняет Свои методы, подобно тому, как врач меняет способ лечения по мере изменения состояния больного.

Однажды пришел ко мне один молодой горожанин, он был очень подавлен. Была у него старшая сестра, единственный близкий ему человек на свете, она любила его, так как только может любить сестра своего единственного брата, но он был с ней дерзок и груб, обижая ее. Сестра скоропостижно умерла и когда брат собственными глазами увидел безжизненное тело единственного в мире существа, которое с такой заботой любило его, в нем что-то перевернулось. Он сильно страдал из-за потери сестры и оттого, что обижал е. Он оставил все и пришел к нам, чтобы принять монашество.

Встреча со смертью потрясла душу многим гордецам, многих беспечных побудила к перемене жизни, многих неверующих обратило в веру, а через это произошло изменение их судеб. Думаю, что представители власти, которые запрещают похоронные процессии в больших городах, как будто из-за транспорта, очень слабые психологи. Если движение транспорта немного замедлится, вред от этого будет меньше, чем оттого, что многие праздношатающиеся не увидят проводы умершего и не вспомнят о своей смерти и не опомнятся.

И болезнь может быть серьезным фактором перемены человеческой судьбы. Вопреки бытующему мнению, что болезнь чистое зло, Церковь опытно знает, что болезнь тела служит лекарством для души. Один известный в войну вор впал в безумие. Прежде он высмеивал своих благочестивых знакомых, которые говорили, что война это страшное чистилище и что на войне, солдат должен вести себя чисто и свято. Он называл таких «водяными мозгами», а сам тащил из неприятельских домов деньги, ковры, посуду. Женские украшения, тащил с жадностью барсука или полевой мыши. Вернувшись домой, он подал в отставку с государственной службы, говоря, что у него достаточно средств, чтобы мирно и счастливо жить и наслаждаться. И начал веселиться и упиваться легкой жизнью. Но спустя несколько месяцев его разбил паралич. Он лежал в постели полностью неподвижный. Прошло восемь лет, все награбленное имущество, предназначенное для пожизненной праздности и веселья он издержал на пожизненную болезнь. Когда он за лекарства отдал и продал, его бедные соседи Христа ради приходили и служили ему.

Его продолжительная физическая болезнь принесла плоды, она исцелила его бесстыдную душу. Два последних года он постоянно плакал и молился Богу. Исповедывал свои грехи каждому посетителю, говоря – эта болезнь к моему спасению, без нее я никогда бы не узнал о Бога и о душе. Он считал свою болезнь не наказанием, а божественным лекарством. Причастившись святых Тайн, он, тихо, с выражением какого-то светлого блаженства на лице, отошел ко Господу.

Когда говорится о судьбах, обычно имеется ввиду видимое течение человеческой жизни. Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубже внешней жизни человека. святой Василий Великий дал человеку определение такими словами: «Человек невидимое существо». Этим он напоминает о внутреннем духовном двигателе, от которого зависит судьба человека, все внешние перемены, все происходящие с нами события, плохие и хорошие, пути на которые направляет нас Промысл Божий, все это согласно качеству этого внутреннего двигателя, внутреннего и главного нашего существа. Существует две невидимые силы, которые властно определяют наших душ, одна – качество нашего сердца, другая – сила Господа Промыслителя.

Но я не могу удержаться от того, чтобы не сказать вам как на изменение судьбы отдельных людей воздействуют сны. И здесь, как и всюду, истина лежит между двумя заблуждениями. Одно заблуждение в суеверии по отношению к снам, а другое – полное отрицание значения снов. В Библии описано несколько чудесных сновидений, которые имели большое реальное значение. Вспомните сны фараона об откормленных и тощих коровах и о полных и пустых колосьях. Эти сны стали причиной введения особой государственной программы Египетского царства – аграрной программы. Вспомните сны, которые пророк Даниил толковал вавилонскому царю Навуходоносору. Один из этих снов касался многих царств и народов, другой судьбы самого гордого царя Навуходоносора. И со временем сны исполнились, так, как их толковал пророк.

На первых страницах Нового Завета упоминаются сны праведного Иосифа. Благодаря одному из них Спаситель-младенец. Избежал меча Ирода. Придавать всем снам одинаковое значение неразумно, но также неразумно и отрицать значение всех снов.

Три-четыре года назад в прессе публиковалось открытое заявление одного из самых известных живых философов о том, что он был вынужден отречься от многих своих прежних утверждений и заключений. Как одну из причин он привел свой сбывшийся сон. Я кратко опишу его. У одной из родственниц этого философа умер муж. Жена была в отъезде и не успела вернуться к погребению. Когда она вернулась домой, гробовщик показал ей место, где похоронен ее муж. Два дня она плакала на его могиле и подавала поминания. Она сразу же хотела поставить на этом месте памятник, но во сне ей явился муж и сказал, что он похоронен в другом месте и нельзя ставить ему памятник на чужой могиле. На следующий день женщина пришла к своему родственнику философу и рассказала свой сон. Философ покачал головой и как мог, утешил родственницу. Но умерший супруг дважды явился во сне жене и показал на кладбище место своего погребения. Женщина снова пришла к философу и рассказала о повторившемся сне. Последствием было вскрытие обеих могил. В первой было найдено тело неизвестного человека, а во второй ее мужа. Это событие настолько повлияло на философа, что он опроверг все прежде написанные книги, в которых утверждал, что со смертью тела гибнет душа и сознание и жизнь души прекращается.

Нет числа средствам и способам, которые использует Господь в управлении судьбы человека к добру. Иногда растения, камни и животные служат орудиями Божьего Промысла. На духовную перемену пророка Ионы подействовало растение, а на гадателя Валаама повлияла его ослица и он из языческого гадателя обратился в пророка Бога живого. Не замечаете ли вы иногда и в себе необычные мысли, светлые как огоньки? Это Бог действует на вас через ваши мысли. Или не удивляло ли вас иногда то, что вам вдруг кто-то, как бы вскользь рассказал о судьбе человека, который страдал теми же тайными грехами и пороками, что и вы? И слушая его рассказ смущалась ваша душа и трепетала совесть; вы внутренне гневались почему ваш посетитель именно вам рассказывает эту историю и делаете вид, что вы здесь ни при чем. А это посланник Божий, братья, хотя он и сам того не ведает. Не случайно он рассказал вам то, что должно послужить знаком и предостережением и это главное ради чего он пришел к вам, послан благим Провидением, ибо чаще всего Бог действует на людей через людей.

Все это заставляет нас быть бесконечно осторожными и мудрыми и словно бдительная стража непрестанно бодрствовать над всем, что происходит вокруг нас и в нас. Не напрасно Христос многократно повторял Свою заповедь: бодрствуйте, трезвитесь, чтобы не впасть в напасть. Сонного стражника легко пленяет враг, сонные души в плену страстей, людей, бесов, мира и его обмана. Наш мир – мир символов и знаков. Тяжкая судьба ждет тех, кто, словно неграмотный смотрит и не видит и как глухой слушает и не слышит. Часть нашей судьбы в нашей власти, самая значительная часть. Древний философ Эпиктет, современник апостола Павла, поделил все предметы на две категории, на те, что в нашей власти и на те, над которыми мы не властны. В нашей власти, говорит он, мысли, желания, намерения, а не властны мы над здоровьем, имением, славой и положением. Подобно Эпиктету, но намного глубже и сильнее, сказал святой Максим Исповедник: «В нашей власти причины, но не их последствия». Он хотел сказать следующее: последствия нашей видимой судьбы приятные и неприятные, зависят от нас самих. И это единственное, что зависит от нас самих, а то, что последует из этих причин, во власти Того, Кто все создал и всем владеет. Эта чисто евангельская мысль возвышает наше достоинство, как существ свободных, но и увеличивает ответственность.

А если все так, брат, возьми крепко в свои руки, причины добра, а причины зла быстро отбрось от себя, как отбросил бы из-за пазухи змею. Не дай своему сердцу наполниться нечистотой, ибо от него будет полниться нечистотой твой дальнейший путь. Нет на свете такой ямы, в которую могло бы вместиться нечистоты больше, чем в человеческое сердце. Наполни свое сердце страхом Божиим, верой и милостью, и не замедлят благие последствия и прорастут из такого семени сладкие плоды. И от благоухания твоего сердца весь твой путь наполнится благоуханием, наполнится миром, покаянием, мужеством и стремлением ко всему, что добро в очах Творца твоего. И исполнится на тебе народная мудрость о добром человеке, которая говорит – благоухают и следы его! Не копи ненужного сокровища, а если накопил, потрать его на добро многих ради имени Христова, ибо задушит твое богатство тебя и твоих любимых. Сестра, тебе сейчас говорю, слушай и запомни, не истребляй детей, который Господь посылает тебе как драгоценный дар, чтобы не отнялись у тебя дети, которые тебе раньше дарованы.