Смекни!
smekni.com

Анализ взаимоотношений друзов с представителями других конфессий на Ближнем Востоке (стр. 3 из 4)

Однако французские исследователи утверждают, что друзско-маронитские столкновения, которые охватили Сирию и Ливан в XIX в., возникли на почве этнического и религиозного антагонизма. Для Франции такое объяснение служит оправданием введения своих войск в 1869 г. на территорию этих стран. Но российские исследователи, настаивают на том, что эти конфликты носили исключительно социальный характер. По их мнению, религиозные противоречия лишь послужили поводом для выражения друзами недовольства правлением эмира из рода Шихабов – БашираII (1788–1840 гг.).

События, происходившие в Ливане в середине XX в., подтвердили социальный характер конфликтов между друзами и представителями других конфессий. В марте 1957 г. президент страны – маронитКамильШамун принял решение о присоединение Ливана к «доктрине Эйзенхауэра», согласно которой, США предполагали оказывать экономическую и военную помощь странам Ближнего и Среднего Востока с целью «сохранения их независимости и свободы» от Советского Союза. Такой шаг вызвал в стране недовольство, результатом которого стало создание оппозиционного блока, получившего название «Объединенного Национального Фронта». В него вошли: друз КамальДжумблат, ши'ит 'Али Базри, христиане Генри Фараон, Шарль Хелу, Хамид Франжье и др. Основные требования оппозиционеров сводились к отставке президента и смене внешнеполитического курса. К.Шамун, избранный на свой пост в 1952 г., ориентировался на США и Великобританию, что обостряло отношения Ливана с Египтом и Сирией. В мае 1958 г. в Ливане началась гражданская война, результатом которой стало смещение К.Шамуна и выборы на пост главы государства христианина Ф.Шихаба. В отличие от своего предшественника, в аппарате которого преобладали марониты, новый президент проводил независимый курс и уделял большое внимание отсталым районам страны, население которых состояло из ши'итов, суннитов и друзов. В 1964 г. президентское кресло занял Ш.Хелу – сторонник Ф.Шихаба. Политика, проводимая новым президентом в отношении представителей различных конфессий, практически не отличалась от политики его предшественника.

Особое место на политической сцене в вышеуказанный период занимала Прогрессивно-социалистическая партия, основанная в 1949 г. выходцем из рода ДжумблатовКамалемДжумблатом. За свою многовековую историю Джумблаты неоднократно выступали в оппозиции по отношению к другим друзским родам. Со временем клан занял главенствующие позиции в общине, что вызывало недовольство представителей рода Имадов (Язбеков). Вражда двух семей заметно ослабила политические позиции друзов и негативно отразилась на друзской общине в целом. Роду Джумблатов не только удалось выстоять в этой борьбе, но и усилить свое влияние в общине, что обеспечило ему процветание в будущем. Глава рода К.Джумблат вместе со своими сторонниками из ПСП выступал за суверенитет и независимость страны, ее реформаторский путь развития, а также за нейтралитет Ливана на международной арене. Однако реформаторские позиции не помешали членам ПСП принять активное участие в вооруженной борьбе против президента К.Шамуна.

Неоспоримой заслугой К.Джумблата перед ливанским обществом было его выступление против конфессионализма. Членство в его партии могли занять представители различных общин, места между которыми распределялись согласно их компетенции. На флаге ПСП изображены кирка (символ рабочих), серп (символ крестьян) и перо (символ интеллигенции). Такое изображение призвано подчеркнуть равенство и объединение всех слоев населения Ливана. После гибели в 1977 г. в результате террористического акта К.Джумблата его сын ВалидДжумблат стал лидером друзской общины и занял место командующего милиции ПСП. В целом В.Джумблату удалось продолжить дело, начатое отцом и сохранить власть над всеми друзами.

Во второй половине XX в. конфессиональные отношения в Ливане обострились с новой силой. Толчком для этого послужили события, связанные с началом проведения в 1968 г. широкомасштабных военных операций Израилем против соседних арабских государств. Преследуя палестинцев на ливанской территории, израильтяне добились того, что в стране произошел политический раскол на два лагеря. В поддержку Палестинского движения сопротивления (ПДС) выступили ПСП, Ливанская коммунистическая партия (ЛКП) и Движение арабских националистов (ДАН). В оппозиции мусульманам выступил Тройственный блок «Хильф», состоящий из правых христианских партий. В 1975 г. начались вооруженные столкновения между сочувствующими палестинцам мусульманами и выступающими за укрепление отношений с западными странами христианами. Так, конфессиональный признак вновь стал основополагающим во взаимоотношениях граждан Ливана.

В 40-х и 50-х годах XX в. сирийские друзы принимали участие в ряде военных переворотов, произошедших в стране в этот период. Военные обвинили гражданское правительство в некомпетентности и в неспособности вывести Сирию из кризиса, который охватил ее после поражения в Палестинской войне. В марте 1949 г. произошел первый переворот под предводительством полковника сирийской армии Х.аз-Заима, который занял пост главы государства с 25 июня. Власть нового президента продержалась только полтора месяца. Опираясь на представителей Народной партии (НП), полковник С.Хинауи 14 августа отстранил от занимаемой должности Х.аз-Зама и занял его место. Его руководство страной закончилось 19 декабря, когда в стране произошел новый переворот, возглавляемый полковником А.Шишекли. Сам А.Шишекли стал президентом Сирии в 1953 г., издав при этом декрет о слиянии президентской должности с должностью премьер-министра. К этому времени обстановка в стране была накалена до предела. Военная диктатура, установленная задолго до официального вступления на президентский пост Шишекли, доказала свою неспособность к управлению государством, выражением чего стали антиправительственные выступления, прокатившиеся по стране в конце 1953 г. Президент Шишекли был вынужден покинуть страну. В вышеуказанный период друзы, входящие в состав сирийской армии, были вовлечены во внутрисирийский конфликт наряду с представителями других конфессий. Последующие события в стране были связаны с политикой, проводимой США в отношении всего арабского мира, и действиями Израиля в отношении к палестинцам и их союзникам.

1 февраля 1958 г. в Каире, президентом Сирии Ш.аль-Куатли и президентом Египта Г.А.Насером была подписана декларация о создании Объединенной Арабской Республики (ОАР). Надежды на объединение двух стран не оправдались. Новый конфликт с Израилем произошел в июне 1967 г. В результате «шестидневной войны» израильские войска оккупировали часть Египта, Сирии и Иордании. Положение внутри Сирии вновь обострилось. Военное руководство постепенно ослабляло власть гражданских лиц в стране, и уже в ноябре 1970 г. произошел очередной военный переворот и отставка правительства Hyp аль-Атаси.

В результате референдума, 12 марта 1971 г. президентом страны был избран Х.Асад. Период его правления охарактеризовался рядом политических и экономических преобразований в стране. Конфессиональная принадлежность президента страны (Х.Асад был алавитом), бесспорно, отражалась на проводимой им внешней и внутренней политике. Как уже отмечалось, алавиты стали преобладать на руководящих должностях в управлении государством. Алавитам отдавалось предпочтение в экономическом секторе и в распределении должностей высшего командного состава армии. Преемник Х.Асада – его сын Б.Асад, занявший пост президента в 2000 г., не изменил политике отца, проводимой в отношении алавитов. Друзов вполне устраивает такая постановка вопроса, так как по конфессиональному признаку они и алавиты более близки друг к другу, чем к другим конфессиям Сирии, что отражают политические и военные назначения в стране.

В современной друзской общине религиозные догмы постепенно продолжают отходить на второй план. Включаясь в борьбу за высокие должности в управлении государством, друзские политики широко используют принятую во всем мире модель предвыборной гонки, когда кандидат в депутаты обещает избирателям неуклонно отстаивать их интересы после победы на выборах, утверждая, что его противник, получив назначение, откажется от своих обещаний. Такое поведение друзских кандидатов идет вразрез с религиозными принципами общины, согласно которым вражда (в том числе и политическая) внутри друзского общества недопустима. В Ливане парламентские места распределялись по принципу общинного представительства, согласно которому каждая община была представлена в соответствии со своей численностью и политическим влиянием. В ст. 95 Конституции 1926 г. говорилось: «Во имя справедливости и согласия, в виде временной меры, религиозные общины будут представлены справедливым образом на государственной службе, в парламенте и в составе кабинета министров»17. Национальный пакт, принятый в 1943 г., одобрил эту статью Конституции и закрепил данное положение в последующем распределении должностей в государственном аппарате. Разработанное «во имя справедливости» положение, напротив, поддерживало религиозные противоречия между представителями различных конфессий, так как избиратели могли голосовать только за кандидатов от тех общин, на которых распространялось право выдвижения своих членов от данного округа. Друзские кандидаты, ввиду ограниченного количества министерских портфелей (в парламенте для друзов отводилось 8 из 64 мусульманских мест), вынуждены были поступаться принципами, установленными для общины.

Ситуация изменилась в 1990 г., когда правительством была принята редакция конституционного закона от 21 сентября. Согласно статье 25, Палате депутатов, избранной на основе представительства мусульман и христиан, вменялось в обязанность принять необходимые решения для обеспечения отмены принципа конфессионализма в политической сфере. Примечательным является пункт «В» данной статьи, в котором оговаривается, что на смену конфессиональному представительству приходят компетенция и знания в государственной службе, в управлении, военных ведомствах, службе безопасности, экономических учреждениях. Но должности первой категории и аналогичного статуса будут распределяться поровну между христианами и мусульманами. Указанные конфессии не имеют права бронировать места на вышеуказанных должностях, назначение на которые будет также определяться профессионализмом и компетенцией. На современном этапе понятие «претендент от общины» потеряло свое значение, что не только позволяет выйти на ведущие позиции высоким специалистам и профессионалам, но и упреждает внутриконфессиональную борьбу. Статья 25-я призвана обеспечить мирное сосуществование представителей различных конфессий, так как теперь религиозная принадлежность не является основополагающей для занятия той или иной должности.