Смекни!
smekni.com

История возникновения и изучения буддистских изображений памятника Тамгалы Тас (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ УРОЧИЩА ТАМГАЛЫ ТАС

2. РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХ ПИСЬМЁН

3. СЕКРЕТЫ ТАМГАЛЫ ТАС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ


ВВЕДЕНИЕ

Давние торговые и политические связи Запада и Востока когда-то сформировали на обширных просторах Азии разветвлённую систему караванных дорог – Великий шёлковый путь. Веками по нему тянулись караваны, ехали купцы, послы, путешественники, шли странники. Проходил Великий Шёлковый путь и по территории Семиречья (Жетысу), расположенного вдоль хребтов Тянь-Шаня и его отрогов. Караванные дороги Семиречья давали выход в южном направлении (Ферганская долина, области Иссык-Куля, Самарканд, Бухара, Хива и т.д.), восточном (через Тянь-Шань и Джунгарские ворота во внутреннюю Монголию и Китай или через Хотан и Кашгар в Индию), западном (вдоль рек Чу и Сыр-Дарья к Каспийскому морю) и северном – в районы Алтая и Западной Сибири.

Важными транспортными узлами в Семиречье являлись места переправ через многочисленные и многоводные реки. На переправах формировались крупные стоянки, проходившие путники оставляли следы своих культур. Интереснейшим регионом Казахстана для развития туризма и углубления археологических изысканий является Семиречье, на территории которого находятся уникальные памятники культуры и истории края, а также редкие по красоте уголки природы.

Здесь сохранились сотни курганов кочевников, следы древних поселений, загадочные и недостаточно полно изученные наскальные рисунки (петроглифы). Среди последних одним из самых высокохудожественных и таинственных изображений, застывших в камне, являются фигуры божеств и надписи вокруг них на больших глыбах камней на правом берегу реки Или в нескольких километрах ниже плотины Капчагайского водохранилища, в урочище Тамгалытас, которые издавна привлекали внимание ученых-исследователей степного края.


ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ УРОЧИЩА ТАМГАЛЫ ТАС

Первым исследователем Тамгалытас был Чокан Валиханов (1835 – 1863 гг.) – казахский учёный, исследователь истории и культуры народов Туркестана. Возвращаясь в 1856 году из служебной командировки по кочевьям иссык-кульских киргизов, он останавливается в укреплении Верном (ныне г. Алматы), а затем, продолжая свой путь, задерживается на Илийской переправе, осматривает и зарисовывает пером в экспедиционном дневнике выбитые на камнях хорошо сохранившиеся письмена и наскальные рисунки Будд.

В 1884 году рисунки на илийских скалах привлекли внимание хранителя музея Петербургского Университета Никольского А.М., когда он совершал поездку по реке Или. В Записках западно-сибирского отделения Русского Географического Общества он кратко сообщил о том, что на скале высечено «огромное изображение человека китайской работы».

В этом же году, в тех же Записках Русского Географического общества появилось сообщение Фишера С.В. Проплывая по реке Или на пароходе «Святой Николай», он увидел «высеченное изображение идола и надписи».

Прошло ещё 30 лет и 26 сентября 1897 года к «писаным камням» совершил специальное путешествие известный востоковед А. Позднеев. Его сопровождал чиновник при генерал-губернаторе города Верный Н.Н. Пантусов (1849-1909) – известный археолог, этнограф, фольклорист и географ, всю свою жизнь посвятивший изучению Средней Азии и Казахстана. Ими изображения были тщательно описаны и впервые сфотографированы.

При осмотре скалистого берега реки было обнаружено множество отделившихся от отвесных скальных пород камней, на 18 из них запечатлены рисунки пяти «бурханов», из них три – на одном большом и два – на других камнях, а также крупные и мелкие тибетские, монгольские и калмыкские надписи. Всего их на камнях святилища было начертано около пятидесяти. Более половины из них – широко распространённые молитвенные формулы. Позднеев сопроводил снимки исчерпывающими комментариями и объяснениями надписей и изображений.

В материалах этой поездки, опубликованных вместе с фотографиями в Записках Восточного русского археологического общества, Н. Пантусов сообщает, что «киргизы (в то время так называли казахов), кочующие в этой местности, говорят только, что они из рассказов своих предков знают, что начерченные изображения и надписи на камнях на «тодорхой номын бичиг» («ясное литературное письмо»), которое было создано Заей Пандитой Огторгуйном в 1648 году и использовалось более трёх веков монголами-кочевниками, которые высекли образы Будды. Кочующие здесь киргизы прибыли сюда лет двадцать тому назад с рек Каратал и Коксу; раньше их здесь жили дулаты, которые ушли в Верненский уезд. О Тамгалы Тас киргизы эти имеют весьма недостаточные сведения. Местность Тамгалы Тас получила своё название уже от киргизов и означает «камень со знаками»

Это место маркирует переправу через реку Или на Великом Шелковом пути. Там был брод и в прежнее время, говорят, находился мост. Брод образовался из гряды камней, пересекающих реку, по которым опытные люди благополучно переправлялись на другой берег такой многоводной и широкой реки как Или. И вот, согласно другой версии, примерно в Х веке во время остановки на реке Или во время похода в Семиречье буддийской миссии произошло землетрясение. При этом откололся огромный кусок скалы и упал на землю. Представители буддизма восприняли такое явление как знак свыше, который сообщал им о необходимости возвращения на родину, в Индию. Поэтому на камне и были высечены изображения Будды и загадочные надписи.

В советский период изображения осматривали А. Маргулан, А.Г. Медоев, С. Потапов, А. Марьяшев, П. Мариковский, некоторые западно-европейские исследователи. Илийскими изображениями интересовались и учёные-буддисты. В республиканской прессе о них писал краевед В.Проскурин и другие авторы.

Профессор П.И. Мариковский в 1947 году, путешествуя вместе с М.Н. Оленченко по реке Или, срисовал эти величественные изображения, впоследствии включив их в свою книгу о Семиречье.

РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХ ПИСЬМЁН

В 1998г. илийский памятник посетил директор Культурного Центра при посольстве Индии в Казахстане д-р Фунчок Стобдан, буддист, знаток буддийской философии и истории. По материалам его исследований 26 ноября 1999 года в Мемориальном доме-музее М.Ауэзова состоялся вечер «Илийские письмена – мост через века».

В своём выступлении г-н Стобдан охарактеризовал илийские изображения Будд как «шедевр центрально-азиатских народов, которые открыто…признавали буддизм», появившийся в Семиречье с развитием торговли и Великого Шёлкового пути, по которому шли паломники, путешественники, купцы, завоеватели и святые.

Г-н Стобдан так расшифровал символику трёх центральных изображений: в самом центре – это Ченраиси, или Будда Авалокитешвара, Будда Сострадания. У него самый проницательный взгляд и сострадательные глаза. Он рассматривается как духовный сын Небесного Будды Амитаба или Безграничного Света и Облик Его имеет метафизический смысл. Ченраиси – одно из бесчисленных форм изображений Будды, которые существуют в земных, небесных и метафизических мирах. Обычно Авалокитешвару изображают со множеством рук – от четырёх до тысячи. На реке Или – четырёхрукий Авалокитешвара в облике принца, носящего тринадцать украшений. Он сидит в позе Будды. Его передняя пара рук сложена в жесте посвящения, верхняя рука держит хрустальную гирлянду, а другая – цветок лотоса на длинном стебле, который раскрывается на уровне его уха. Внизу написано по-тибетски: «Я восхваляю Будду Всепростителя».

Слева от Будды Сострадания изображён Будда Шакьямуни в самый значительный момент его жизни – достижение Просветления под «Древом Мудрости». Символизм изображения показывает Будду как человека совершенной формы и красоты. Его лицо, обычно арийского типа, имеет спокойное и доброе выражение. Его волосы завиваются в кольца, одежда простая, без украшений, правое плечо оголено. Он изображён сидящим в основании цветка лотоса, причём правая рука касается земли, что известно как «Поза Свидетеля». Левая рука – на колене и в ней он держит чашу для подаяния. Это самая распространённая форма изображения сидящего Будды в Бирме и Шри Ланке. Под ним тибетская надпись: «Я восхваляю Будду Шакьямуни».

Третье изображение – Будда Манла, Будда Верховной Медицины, Будда Исцеляющий. В Тибете он широко известен как Король Бериллового Света. В Японии его хорошо знают как Бога Бинзуру или Бидурия (Берилл). То, что Манла является Буддой, символизирует его одежда и поза. Его лицо и тело – цвета индиго. Его правая рука находится в положении «Дара Лучшей Награды», что означает милосердие и он держит в ладони золотой фрукт арура с длинным стеблем. Его левая рука находится в медитативной позе, держа чашу для подаяния из бериллового камня. Под изображением тибетский текст: «Я восхваляю Будду Манла».

Кроме изображений Будд, на отдельных осколках скал имеются тексты известных буддийских мантр, главным образом, шести священных слогов Ом-ма-ни-пад-ме-хум, написанных на тибетском, пали, уйгурском, монгольском языках и, возможно, на манчжурском языке. Шестизначная формула «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум», по мнению исследователя, имеет значение заклинания и свойство «охранительной формулы», используемой у ламаистов.

К западу от основной композиции из трёх Будд, через 15 метров, на камне выбит четвёртый бурхан. Это Лу-ван, почитаемый как хранитель освящаемого им места. В монгольских мифах он «могущественный хан драконов» с синим телом и белым лицом. Лу-ван вылупился из змеиного яйца в виде дракона и был возведён богами в ранг управляющего всеми водами на земле и ханом 77 водных царств, подданные которых родились от него, а затем заселили все озёра, ручьи, колодцы и другие водоёмы. Над его головой изображаются «драгоценные змеи» в разном количестве.