Смекни!
smekni.com

Ваххабизм в Саудовской Аравии (стр. 2 из 3)

Первое десятилетие существования третьего государства Саудидов было временем собирания земель и восстановления власти династии. После удачного набега Ибн Сауда на Эр-Рияд в январе 1902 г., в борьбу включился его отец Абд Ар-Рахман. Его усилиями были покорены области Васм и Судейр. В 1904 г. Ибн Сауд захватил Анайзу и Бурайду - оазисы расположенные вблизи Саудовской столицы. Этот захват расколол владения основного противника - эмирата Джабаль-Шаммара.

Внутри аравийская борьба за власть не привлекала особого внимания мировых держав, которые обращали свои взоры на более важные районы. Несмотря на то, что в Лондон, Берлин, Париж и Санкт-Петербург поступали сведения о рождении нового государства, непосредственного вмешательства во внутри аравийские дела не последовало. Все это позволило Ибн Сауду, используя военные и дипломатические методы, одержать ряд побед над своим основным противником. В 1904 г. Ибн Сауд с переменным успехом провел ряд сражений с армией Рашидидов, поддерживаемых турками вблизи Букайрии.

Не добившись разгрома Джабаль-Шаммара Ибн Сауд выиграл дипломатически. В мирном договоре он был признан как эмир Эр Рияда под турецким суверенитетом, что уравняло его в правах с Рашидидами.

За миром последовала серия военных сражений, и в 1906 г. Абд аль-Азиз бен Рашид был убит. Новый правитель Джебель Шаммара признал права Саудидов на весь Неджд. Захваты риядского эмира не означали окончательного включения покоренных земель в состав государства.

Столь же традиционными были дезинтеграционные тенденции. Покоренные племена и города противились экспансии одной общины. В первые годы существования третьего Саудовского государства постоянной проблемой была лояльность правителей Бурайды. В 1907 г. могущественное племя мутайр под руководством Фейсала Ааль ад-Давиша перешло на сторону Рашидидов, Ибн Сауд во главе воинов из племени атайб нанес им поражение и получил клятву верности, но в том же году ему вновь пришлось использовать военную силу для покорения мутайров.

В 1908 г. эмир окончательно сломил сопротивление Бурайды, назначив ее эмиром представителя лояльного ему рода Судейри. В 1909 г. возникли проблемы с некоторыми провинциями эмирата, часть бедуинских племен откочевала в соседние владения . Однако самым серьезным испытанием для эмира, стало восстание его родственников- детей старших братьев отца Ибн Сауда, которые пытались оспорить его права на трон. Не приняв лидерство младшей ветви дома, они вначале связали свою судьбу с Рашидидами. В 1906 г. Ибн Сауд, разгромив шаммаров, захватил трех из них, перевез в Эр-Рияд и позволил остаться при дворе. В 1910 г. двое племянников пытались отравить эмира, а затем, опираясь на племя аджман и некоторых других, подняли восстание. Вплоть до 1916 г. они угрожали власти Ибн Сауда, пока последний из них - Сауд Кабир не капитулировал.

Однако наибольшую угрозу для эмирата начал представлять шериф Мекки Хусейн, который получил эту должность в 1908 г. после долгих лет изгнания в Стамбуле. В конце лета 1910 г. шериф вторгся в Неджд, пленя брата эмира Саада. Ибн Сауд вынужден был принять тяжелые условия мира.

Постоянные изменения политической ориентации племен и оседлых общин, нарушения военного-политического баланса в результате внешних вторжений также были привычны в Аравии. Ибн Сауд попытался в русле традиционности разрешить эту проблему.

ваххабизм экспансия эмират ихван

2.2 Движение ихванов - попытка генерализации общинного принципа построения Саудовского государства

Около 1910 г. духовный наставник эмира Абд Аллах бен Абд Аль-Латиф бен Абд Аль-Ваххаб, Абд Аль-Карим и кади из Хуфуфа Иса сформулировали несколько идей, суть которых заключалась в том, что возникла необходимость создать обще ваххабитское братство всех подданных Ибн Сауда, в котором бы строго соблюдались предписания ислама. Так была выработана идеология новой политики Ибн Сауда - движения ихванов. Все кочевые племена должны были через своих лидеров признать Абд аль-Азиза имамом и эмиром в одном лице.

Ваххабитский ислам как бы возрождался, распространялся до самых отдаленных уголков пустыни, его предписания становились внутренней обязанностью правоверных, ибо подкреплялись властью государства.

Само название - ихваны (братья) свидетельствовало о формировании новой социальной связи, которая отменяла в теории родоплеменные узы. “Ваххабит не должен быть близок с не ваххабитом, хотя бы тот был его ближайший родственник”. Примкнувшие к движению, сохраняя связь со своим племенем, стали занимать особое положение по отношению к соплеменникам. Новое объединение ставило их выше общины. Даже в быту имелись свои отличия. Ихваны носили белую чалму, они отдельно принимали пищу, не должны были отвечать на приветствие соплеменника – не ихвана.

Вначале в духе суннитской традиции государь-эмир “запустил” механизм движения. Шейхи крупных племен были собраны в Эр-Рияде, получили дома, и не имели права покидать столицу без разрешения эмира. А по племенам были разосланы религиозные проповедники (“мутаввы”), которые стали распространять идеи таухида. Суннитское включение религии в государственную структуру в этих действиях проявлялось вполне очевидно.

Вместе с этим, будучи запущенным, движение начало автономно развиваться по своей логике. Внутренние морально-религиозные нормы заменили ихванам государственные законы. Особый сектантский суверенитет начал играть сегрегативную функцию.

Ихваны, поселившиеся в особых поселениях (“хиджрах”), стали пунктуально соблюдать религиозные нормы. Их основным занятием, помимо прививаемого земледелия, стала священная война (“джихад”).

Жители хиджр (“мухаджиры”) стали “белым ужасом Аравии”. Они силой оружия вводили законы шариата и заставляли непокорных подчиняться воле имама - эмира.

Движение ихванов стало основной опорой Ибн Сауда в деле государственного строительства. В нем была реализована идея “обобществления” общины.

Специфика гражданской общины Аравии заключалась в том, что она рождалась на основе кочевого типа хозяйства, сама технология которого требовала постоянного перемещения в пространстве и не могла обеспечить стабильности, связывала ее с оседлыми и стабильными общинами оазисов и городов.

В движении ихванов Ибн Сауд попытался преодолеть эту нестабильность путем не только создания военных поселений (“хиджр”), но и путем замены кочевого хозяйства на оседлое земледелие. С точки зрения религии движения ихванов можно рассматривать как попытку воссоздания идеала “лучшей” общины - уммы пророка Муххамада. Но это воссоздание, с другой стороны, отрицает свой источник - кочевую общину. Старинные привилегии племен - грабительские набеги были запрещены. Их стали жестоко наказывать, что привело к переселению некоторых объединений в Ирак и Сирию. Шейхские дома лишились многих своих привилегий, (освобождение от уплаты закята, взимание хувы и так далее).

Уже в 1913 г. Ибн Сауд опирался преимущественно на бедуинов, но и включив в состав своего войска ихванов захватил Эль-Хасу, превратив свой эмират в державу Персидского залива.

С началом мировой войны главным военным противником Ибн Сауда стал Сауд ибн Салих-эмир Джабаль-Шаммара, который традиционно был верным вассалом турецкого султана.

Серия стычек и сражений не решила исхода этой борьбы, пока войска эмиратов не встретились у колодца Джираба в январе 1915 года. Хаильский правитель выступил во главе армии укомплектованной воинами из племени шаммаров. Войско Ибн Сауда было составлено из ихванов племен мутайр, аджман, субай и сухуль. Всех их объединяло ваххабитское единобожие и идея о рае, который ждет их после смерти. После битвы Рашидиды на несколько лет были исключены из активной аравийской политики.

Решающую роль армия ихванов сыграла в борьбе Ибн Сауда и шерифа Мекки Хусейна, когда в результате развала османской империи последний стал претендовать на роль “короля всех арабов”. В 1919 г. между Хиджазом и Недждом разгорелась борьба за оазис Эль-Хурма. Сын шерифа Абдалла в мае выступил в сторону Эр-Рияда. Решающая битва состоялась в Турайбе. Ибн Сауд впервые целиком положился на ихванов. Для этой задачи были избраны подразделения из хиджры Эль-Гатгата во главе с Султаном ибн Биджадом. Они показали себя надежной дисциплинированной силой. Из 500 регулярных солдат сына шерифа осталось только трое, а из 850 хиджазцев - 150.

К ихванскому движению было привлечено племя мутайр, имевшее давние связи с эмиром Кувейта. Под предлогом распространения единобожия мутайры получили прекрасный повод грабить “безбожных кувейтцев”.

Следующим объектом ихванской агрессии стал ослабевший Джебель-Шаммар. В 1921 г. Ибн Сауд лично во главе войска ихванов с их военачальником Фейсалом Ааль ад-Давишем захватил столицу Хаиль.

В это время начали проявляться противоречия между Ибн Саудом и ихванами, для которых джихад и перманентная экспансия стали смыслом жизни. Эмир строго запретил любое мародерство и репрессии против шиитов Джабаль-Шаммара.

Основным же направлением ихванской экспансии стал Хиджаз. Святые Мекка и Медина стали мечтой ихванов. В июне 1924 г. в Эр-Рияде вожди ихванов и племен в присутствии отца Ибн Сауда Абд Ар-Рахмана решили, что ограничения на хадж, введенные для ихванов правителями Хиджаза являются незаконными и противными исламу.

Несколькими днями позже около 3 тыс. ихванов во главе с Султаном бен Биджадом и Халедом бен Луваем подошли к летней столице Хиджаза Таифу и изгнали из нее сына шерифа Али. В октябре 1924 г. та же учесть постигла Мекку.