Смекни!
smekni.com

Онтологическая проблематика в буддизме (стр. 5 из 5)

Вторая Благородная истина раскрывает причину страдания. Причина – влечения, желания, страсти, привязанность к жизни, обусловленные неведением (авидья), относительно природы мира вобщем и природы собственного «я» вчастности. Жизнь контролируется законом кармы (значение термина было рассмотрено в предыдущем параграфе, поэтому останавливаться подробно на понятии «карма» сейчас не имеет смысла).

Карма определяет в новом рождении то, что философы‑экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. Совершенные в следующей жизни поступки будут далее формировать карму, вести к новому рождению так далее. Этот круговорот рождений и смертей называется индийских религиях «сансара». Религии Индии ставят конечной целью существования выход из круговорота сансары – освобождение. Вопрос о начале сансары в буддизме не имеет ответа - в одной палийской сутре говорится «Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в ее круговороте от рождения к рождению». Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по‑видимому, не позднее VIII–VII вв. до н.э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко артикулировал, сделал формообразующей частью своего учения и уже в завершенном виде вновь «передал» индуизму. Необходимо обратить внимание на то, что учение о карме (в качестве базового закона существования), а так же сансаре (как основном принципе существования) представляет собой часть учения о бытии в буддизме. Ученее о карме тесно связано с теорией о причинно-зависимом происхождении (пратитья самутпада). этот принцип иллюстрируется в буддийских текстах (его классическое описание содержится в «Махавагге» – тексте палийской Типитаки) на примере человеческой жизни, хотя он, в соответствии с общими принципами буддийского учения, может быть применим и к любому элементу существования, каждое мгновение возникающему и исчезающему, равно как и к целому космическому циклу.

Цепь причинно‑зависимого происхождения состоит из двенадцати звеньев:

1. Неведение (авидья) заблуждение относительно собственной природы и природы существования вобщем обусловливает наличие –

2. Самскар (подсознательные импульсы или влечения). Они влекут умершего к новому рождению.

3. Наличие самскар обусловливает появление сознания (виджняна), неоформленного и аморфного. Наличие сознания обусловливает формирование –

4. психофизических характеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структур формируются –

5. Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов, или способностей (индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является манас («ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». В момент рождения шесть органов восприятия приходят в –

6. Соприкосновение (спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает –

7. Ведана (чувств): приятного, неприятного и нейтрального. Это приводит к возникновению –

8. влечения, страсти (тришна), тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют –

9. Привязанность (упадана). Влечения и привязанности составляют сущность –

10. Жизни, сансарического бытия (бхава). Но эта жизнь непременно должна привести к –

11. Новому рождению (джати), которое в свою очередь непременно закончится –

12. Старостью и смертью (джала‑марана).

Смысл теории о причинно‑зависимого происхождения заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены, причем эта причинность носит сугубо имманентный характер, не оставляющий места для скрытой таинственной трансцендентной причины. На тибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получает наглядное воплощение, соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного рода картины носят название бхава‑чакра («колесо бытия»). Вот еще одно доказательство присутствия метафизики в буддизме.

Третья Благородная Истина – истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним – ниродха, прекращение), в которой сообщается о возможности спасения, прекращении страданий – нирване. Будда ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда. Путь к достижению нирваны получил название «Благородный Восьмеричный Путь» (арья аштанга марга). О нем повествует Четвертая благородная истина. Путь делится на три больших этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

1. Правильное воззрение (осознание Четырех благородных истин и других базовых законов буддизма.

II. Этап нравственности.

2. Правильная решимость. Человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

3. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4. Правильное поведение. Миряне‑буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы (ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»; отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше); неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю)

5. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.

III. Этап сосредоточения.

6. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой.

7. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности

8. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания.

Труд Абхидхармакоша (энциклопедический трактат известного индийского философа V века Васубандху), излагающий основные буддизма на основе элементов бытия (дхарм) так же указывает на онтоэтический характер учения.

Вывод:

В главе были проанализированы труды отечественных ученых: Ф.И. Щербатского и его учеников О.О. Розенберга и Е.Е. Обермиллера, особенности их понимания буддизма. В параграфе «Буддизм как онтоэтическое учение» были описаны элементы учении буддизма, характеризующие его не только как исключительно этическое учение, но и учение обладающее своей собственной метафизической системой.


Заключение

Однажды соприкоснувшись, Восток и Запад продолжают диалог, начав его с незапамятных времен и ведя по сей день. Взаимопроникновение культур со временем только усиливается. Тем не менее большинство людей, считающих себя носителями западной культуры, как и прежде интересуются лишь «декоративным Востоком», не углубляясь в особенности его философии, его миропонимания. Как уже было упомянуто выше, мировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителями которой они являются, и со временем буддизм стал самой распространенной из них.

Данная курсовая работа является результатом исследования вопроса о взаимодействия мира и человека в буддизме. Рассмотрение в первой главе основных категорий буддизма, а именно понятия «дхарма» и «карма», позволило понять ту концепцию бытия представленную в этом учении, а так же получить представления о тех основах в буддизме, которые несмотря на все многообразие его направлений и школ, общие для каждой из них. К этим основам можно отнести: Четыре благородные истины - учение о причинно‑зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не‑души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию; учение о дхармах Абхидхарме (буддийской философской психологии), определяющую все сущее, как взаимодействие элементов бытия существующих мгновение и проявляющие себя моментальными вспышками в пространстве. Появление нового элемента (дхармы) обусловлено предыдущим элементом, по закону причинной обусловленности. В абхидхармической литературе содержатся классификации дхарм по различным признакам.

Анализ трудов отечественных ученых: Ф.И. Щербатского, Е.Е. Обермиллера, О.О. Розенберга, позволил отметить особенности понимания буддизма каждым из них, а так же проследить различия в подходах и методах исследования буддизма учеными.

И в заключение исследования – изучение трудов востоковедов, в том числе тех, чьи работы рассматривались во второй главе, показало, что буддизм не является только лишь этическим учением, он обладает и метафизикой, а значит, это учение можно считать онтоэтическим.


Список использованной литературы.

1. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

2. Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение слова «дхарма» // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

3. Поликарпов В.С. История религий. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988

5. Шохин В.К. «Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия» М., 1998.

6. Торчинов Е.А. «Введение в буддологию: курс лекций»


[1] В.С. Поликарпов «Поликарпов В.С. История религий. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997»

[2] Жюль Мишле статьи 1864 год

[3] Е.А. Торчинов «Введение в буддологию: курс лекций»