Смекни!
smekni.com

Коран, его источники, происхождение (стр. 2 из 3)

Любое действие человека всецело зависит от творящего, созидательного действия Бога. "Бог - творец всякой вещи" (6:102), - говорится в Коране и, более того, подчеркивается: "Господь наш творит, что желает... и нет у Него соучастников" (28:б8). Бог не просто поддерживает мир, свободно им распоряжается, но именно ежемгновенно творит его, творит вновь и вновь, так что в каждое последующее мгновение любая вещь, любое существо, каждый человек суть иная, иное, иной. Тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом. Не через промысел только, а через само перманентное творение он зависим от Бога. Между действием и его последствиями Бог устанавливает лишь связь привычки, обычности, но Он волен в любой момент нарушить эту связь, все изменить. Таким образом, тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом.

Равно как и действия человека не имеют никакой внутренней онтологической реальности. " И Бог создал вас и то, что вы делаете "(37:96), - говорится в Коране, и суннитский ислам буквально понимает эти слова. Бог непосредственно творит каждое действие человека как по его сущности, так и по его нравственному содержанию. Вместе с тем в Коране неоднократно говорится об ответственности человека за его дела. Как правило, решение этой сложной дилеммы суннитские богословы находили опять же в коранической максиме: " Не возлагает Бог на душу [человека] ничего, кроме возможного для нее. Ей - то, что она приобрела, и против нее то, что она присвоила себе " (2:28б). Вместе с действием человека Бог творит и его способность принять или отвергнуть добро, принять или отвергнуть зло.

Однако сам по себе человек не способен различать добро и зло. В отличии от христианства в исламе проблема естественной способности человека выбрать между добром и злом просто не ставилась. Различение добра и зла дается человеку в откровении. Примечательно, что кораническое понятие фуркан (различение добра и зла) часто употреблялось в значении "богооткровенная книга" (не только по отношению к Корану, но и Евангелию или Торе)[2].


3. Коран о добре и зле, правилах поведения мусульманина

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.

- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду - бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истинности.

Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "намаз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблюдение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов[3].

По Корану нет родины на земле, родина по Корану на небе, а на земле люди вроде странников. По Корану - «Трудиться - значит молиться», но молиться- значит отказаться от собственной жизни, но и от жизни ближних и дальних, тем более, если они иной веры. Где ж тут место доброте, гуманности, человеколюбию? Подавляет их Коран. Доброта, гуманность, человеколюбие выражаются прежде всего в том, что он преобразует жизнь в интересах человека независимо от их языка, цвета кожи, национальности. Покорность Аллаху или иному богу сковывает силы человека, его способности, будущее не построишь с Аллахом и молитвами. Для земной жизни, а она одна у человека, молитва не принесла ни зернышка. Эксплуататоры издревле использовали болтовню о судьбе в своих целях, они просто нуждались в охране своего государства. Духовенство утешало горемык, рисуя им райские картины после смерти, но ведь обещать блага после смерти легко. Я, вы и другие труженики живут на земле только один раз и хотят жить по- человечески, но это зависит только от нас самих, мы должны устранять причины, которые мешают строить подлинное счастье. Одна пословица гласит: «Коран и шариат, что паутина, слабых мух ловят» я полностью с ней согласна, более того, я вообще думаю, что любая религия- заблуждение. И не только я одна так думаю, ученые к примеру тоже так считают, но они не могут ответить на вопрос: почему же это заблуждение столь долговечно, почему многие люди на протяжении тысячелетий предпочитали это заблуждение истине? Но опять же верующие говорят, что религия не может быть заблуждением именно потому, что она существует очень долгое время и пользуется огромным влиянием в обществе. Первые по времени своего появления суры (главы Корана) – 96-я и 74-я – призывают людей признать Мухаммеда пророком Аллаха. Имя бога Аллаха не было новым для мекканцев, ибо оно обозначало племенного бога мекканских курейшитов. Новым вначале было лишь требование признания Мухаммеда посланцем, пророком Аллаха. У мекканцев не было никаких оснований к такому признанию. Сам Мухаммед происходил из рода, не пользовавшегося особым уважением среди своих земляков. Чудес или «знамений» он показать не мог. Единственное, на что он ссылался, - его видения и «откровения», но мекканские купцы были деловыми людьми, не склонными верить богословским рассказам. Что же касается социальных низов мекканского общества, то и для них первоначальная проповедь Мухаммеда не содержала в себе ничего соблазнительного и мобилизующего.