Смекни!
smekni.com

Мифология в современном искусстве коми (стр. 2 из 2)

Любопытной особенностью современной литературной обработки мифологии является использование не только полевого материала, но и научных трудов коми этнографов и фольклористов. Ярким примером чего являются драма "Вöр керка" (Охотничья избушка) написанная и поставленная С.Г. Горчаковой по монографии А.С. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми" в 1996 г., и музыкальная комедия "Эзысь шабдi".

2. музыка: В музыке мифологические мотивы, сюжеты и образы к.-з. и к.-п. разработаны довольно слабо. Мифология нашла отражение только в двух, хотя и достаточно крупных вещах.

Я.С. Перепелицей в 60-х гг. был создан балет "Яг Морт". Либретто написал Г. Тренев по мотивам к.-з. легенд о Яг Морте, лесном чудовище, в основном опираясь на её литературную версию (М.Лебедев поэма "Яг Морт"). Премьера состоялась в 1961 г. в Коми республиканском музыкальном театре. В Москве на Всероссийском смотре спектаклей балет был удостоен Диплома 1 степени, показан в Кремлёвском театре и по центральному телевидению. Балет видели театральные сцены Ленинграда, Кирова, Ижевска, Архангельска и др. городов. Сюита, составленная из самых ярких эпизодов, в исполнении симфонического оркестра Карельского телевидения и радио (дирижёр Э. Чивжель) записана на пластинку на Ленинградской студии грамзаписи. "Яг Морт" по сей день прочно держится в репертуаре республиканского музыкального театра.

Второе произведение создано по мотивам мифологических рассказов к.-з. и к.-п. о божестве северного ветра и ночи Войпель М.Л. Герцманом. Его балет "Войпель" был поставлен на сцене республиканского музыкального театра в 1996 г. В произведении образ божества трактуется достаточно вольно и неполно, поскольку на его формирование большее влияние оказали образы Яг Морта Я.С. Перепелицы и традиционных музыкально-сценических антагонистов, нежели мифологический прототип.

3. Изобразительное искусство, прикладное искусство:

В той или иной мере многие художники интересовались живописными образами коми мифологии и фольклора, но тех, кто постоянно пишет по мотивам устного народного творчества, не так уж много. В числе художников, связавших своё творчество с мифологическими персонажами, можно назвать В.Г. Игнатова, А.В. Мошева, В.Н. Онькова, а также из более молодых - П.Г. Микушева, Ю.Н. Лисовского, А.В. Тимушева.

Произведения, созданные выходцем из Коми, московским художником В.Г. Игнатовым, навеяны сюжетами к.-з. и к.-п. легенд. Это своеобразная станковая графика. Первые работы художника были посвящены легендам о Яг Морте: серия листов "Яг-Морт" (1950-е гг.). Одновременно с "Яг-Мортом" В.Г. Игнатов начал создавать серию гуашей о Пере-богатыре, Кöрт Айке, Йиркапе. В картине "Пера-богатырь в стране ветров" встречается изображение Войпеля, хозяина северного ветра. Ряд листов создан по мотивам литературных и изобразительных источников о языческой родине предков коми: "Экстаз", "Поклонение рябинам", "Родина предков", "Страсти" (сюжет связан с приходом Стефана Пермского). Кроме того В.Г. Игнатов делал эскизы и оформлял балет "Яг Морт", театральные постановки "Неприкаянная душа", "Ожерелье Сюдбея".

А. В. Мошев, к.-п. художник, проживающий в Республике Коми, известен книжной и станковой графикой. Одной из наиболее удачных работ является цикл иллюстраций к народным сказкам финно-угров. Из мифологических персонажей А.В. Мошев явное предпочтение отдаёт к.-п. богатырю Пере, хотя неравнодушен и к к.-з. образам.

В.Н. Оньков - к.-п. художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.

Среди молодых художников, обращающихся к мифологическим мотивам и образам, следует выделить сыктывкарцев П.Г. Микушева, Ю.Н. Лисовского (псевдоним - Юлис) и ухтинца А.В. Тимушева (псевдоним - Ас Морт), пишущих маслом и работающих в графике. П.Г. Микушев в качестве орнамента нередко использует стилизованные изображения букв древнепермского алфавита, многие его картины отражают космогонические сюжеты: возникновение мира из яйца, борьба-сотворчество Ена и Омöля и т.д. Ю.Н. Лисовский, отталкиваясь от к.-з. сюжетов, выходит к мировым мифологическим мотивам и сюжетам. В работах А.В. Тимушева меньше мифологических сюжетов, его картины посвящены конкретным персонажам, характерам к.-з. мифологии: Тун, Ёма, Зарань и т.д.

Весьма интересны и живописны также батики И. Федосовой из г. Сыктывкар. В живописи по шёлку она использует мифологические образы, обращаясь в основном к изображениям "пермского звериного стиля", но в своеобразной трактовке.

В Союзе Мастеров Республики Коми наблюдается тенденция к сохранению и возрождению старинных промыслов: ткачество, плетение, резьба, работа с берестой, капом, деревом. При этом, наряду с традиционными предметами и образами появляются и новые, а из традиционных предпочтение отдаётся образам лося, медведя, водоплавающих птиц (утки-солонки, ложки-лебеди, хлебницы с изображениями фантастических утко-лебедей и т.д.)

Разумеется, древние образы переосмысляются современными художниками, в них вкладывается иная философия, иной смысл, иное содержание, однако, мифологические образы, представления к.-з. и к.-п. от этого только обогащаются, поскольку в них раскрываются новые, ранее скрытые, грани.